Модели эндогенного роста Лукаса и Узавы

Рассмотрим содержание модели эндогенного роста Лукаса и Узавы.

Группа моделей экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом рассматривает роль накопления человеческого капитала как фактор, способствующий росту Солоу-резидиума.

Как правило, под человеческим капиталом понимают запас имеющихся у индивида знаний, умений и навыков, иногда в него включают мотивационную составляющую и энергию, используемую для производства.

Пополнять величину человеческого капитала можно за счет инвестиций в него, к которым относят образование различного уровня, воспитание, получение навыков в процессе трудовой деятельности, получение информации.

Инвестиции в человеческий капитал требуют как прямых (к примеру, затраты на платное образование), так и альтерантивных издержек.

Модель эндогенного роста Лукаса углубляет мысль об образовании человеческого капитала и использует многосекторное представление в модели эндогенного роста Узавы.

В противовес модели Ромера, в которой технические знания как положительная производственная экстерналия представлены не более чем побочный продукт инвестиционных решений.

Накопление человеческого капитала в подходе Лукаса – это активный экономический процесс, который потребляет ресурсы, выступает причиной альтернативных издержек, являясь последовательной составной частью индивидуальных решений хозяйствующих субъектов об оптимизации.

Дополнительно к обычному потребительскому выбору между текущим и будущим потреблением домохозяйства также принимают решения об оптимальном распределении ресурсов между инвестициями в физический и человеческий капитал. Еще одна ветвь теории эндогенного роста концентрируется на предпринимательской деятельности в области исследований и развития.

В этой модели, в которой представлена рыночная форма монополистической конкуренции, фирмы вследствие своей инновационной деятельности временно достигают монопольной прибыли.

Практически никем в современных теориях роста не оспаривается главенствующая роль человеческого капитала среди детерминант роста. Расширение неоклассической модели роста отделило сектор, производящий товары потребительского характера и физический капитал, от образовательного сектора, который производит новый человеческий капитал.

Данный подход ярко представлен в упоминавшихся выше моделях эндогенного роста Лукаса и Узавы. Допущения в их моделях состоят в том, что образовательный сектор относительно интенсивен в человеческом капитале: так человеческий капитал преподавателей передается (производится) в человеческий капитал студентов.

В качестве важного результата развития общества представляется достижение высокого соотношения человеческого капитала по отношению к физическому, следовательно, более высокий уровень его в производстве и увеличение темпов роста.

Страны, имеющие в избытке человеческий капитал, инвестируют прежде всего в физический капитал, и, следовательно, высокое соотношение человеческого к физическому капиталу результируется в высокий уровень реальных инвестиций в ВВП.

Высокое соотношение человеческого капитала к физическому имело место, к примеру, в послевоенной ситуации, когда было разрушено много зданий, производственного оборудования, но потери в человеческом капитале были относительно ниже.

Япония и Германия после второй мировой войны иллюстрируют этот случай, когда благодаря энергии и профессионализму людей промышленный потенциал стран был быстро восстановлен.

Искать на сайте

Забавное фото

1311863527_009.jpeg
Яндекс.Метрика