Направления государственного стимулирования экономического роста

Установим основные направления государственного стимулирования экономического роста.

В настоящее время при формировании комплекса мер государственного регулирования экономики, позволяющих преодолеть спад в экономике страны и обеспечить устойчивый экономический рост, можно выделить несколько ключевых направлений государственного стимулирования экономического роста.

Во-первых, в силу тесной взаимосвязи реальной экономики страны с фондовым и финансовым рынками необходимо более жесткое государственное регулирование спекулятивного капитала.

Необходимо специальное регулирование деятельности биржевого и банковского сектора. Такие жесткие меры регулирования предлагаются в связи со сложившейся практикой раздувания «финансового пузыря» и развития финансового рынка в отрыве от реального сектора экономики, что приводит к краху финансовой системы и негативно отражается на развитии экономики страны.

Ограничить спекулятивный рост на фондовых и финансовых рынках можно и с помощью существующих инструментов бюджетно-налогового регулирования экономики.

Одной из главных причин инвестирования не в реальный сектор экономики, а в ценные бумаги, является высокая доходность портфельных инвестиций. Государство же не только не ограничивает их доходность, а наоборот косвенно поощряет инвестирование в ценные бумаги.

Так в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса РФ доходы, полученные в виде дивидендов, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 9%. В то же время при осуществлении прямых инвестиций инвестору – юридическому лицу необходимо платить налог на прибыль организаций в размере 24%, а инвестору – физическому лицу налог на доходы физических лиц по ставке 13%. Естественно, что в данной ситуации в большинстве случаев инвестор делает выбор в пользу портфельных инвестиций.

Таким образом, повышение налоговой ставки на доходы, полученные в виде дивидендов, выше уровня основной ставки по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц может стать действенным шагом в вопросе перераспределения средств в пользу прямых инвестиций и станет косвенным ограничителем спекулятивного развития фондового рынка.

Во-вторых, в целях преодоления спада в отечественной экономике необходимо коренным образом изменить структуру ВВП страны. В настоящее время основой формирования ВВП является экспорт на внешний рынок энергоносителей.

Мировой финансовый кризис обусловил снижение платежеспособного спроса и падение цен на нефть на мировом рынке, поэтому данный источник экономического роста для России практически исчерпан.

В сложившейся ситуации в целях обеспечения устойчивых темпов развития экономики страны в долгосрочном периоде необходим поиск новых источников роста, не зависящих от колебаний цен на энергоносители на мировых рынках.

Таким источником экономического роста является внутренний рынок, развитию которого уделялось не достаточное внимание.

Увеличение платежеспособного спроса на внутреннем рынке позволит запустить механизм обеспечения устойчивого экономического роста на качественно новой основе (рис. 1).

Рис. 1. Схема взаимодействия населения, государства и реального сектора экономики

Суть данной схемы проста – при увеличении государственных расходов в реальный сектор экономики страны и на социальную поддержку населения государство получает эффект в виде увеличения налоговых поступлений, роста покупательской способности населения, увеличения производства товаров, что обеспечивает экономический рост.

Однако необходимо понимать, что государственные инвестиции необходимо направлять в те приоритетные отрасли экономики страны, которые обеспечивают наибольший мультипликативный эффект

Данным критериям в наибольшей степени соответствуют две отрасли: строительство жилья и сельское хозяйство, где «большой мультипликативый эффект достигается за счет работы инвестиционного мультипликатора и мультипликатора доходов, мультипликатора налогов, мультипликатора занятости».

В данном случае наиболее эффективной была бы схема государственно-частного финансирования строительной и сельскохозяйственной отраслей: частный бизнес инвестирует непосредственно в строительство жилья и сельское хозяйство, а государство осуществляет финансирование из бюджетов разных уровней инфраструктурных проектов, стимулирует повышение платежеспособного спроса на рынке жилья, обеспечивает гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Основной сложностью в такой форме государственной поддержки экономики является соблюдение принципа сбалансированности величины платежеспособного спроса и предложения во избежание в данных отраслях, как спекулятивного роста цен, так и резкого их снижения.

В-третьих, переход к качественному экономическому росту может быть осуществлен посредством стимулирования инновационного развития экономики.

Как уже было отмечено выше, мероприятия в данной сфере, предлагаемые органами государственной власти, носят краткосрочный и односторонний характер – планируется использование лишь механизма прямых государственных инвестиций, а механизмы налоговой политики остаются не востребованными.

Однако в целях повышения эффективности данных мероприятий в совокупности с прямой государственной поддержкой малого и среднего инновационного бизнеса необходимо и косвенное стимулирование использования инновационного продукта крупными корпорациями.

Например, может быть эффективным введение льготы в виде исключения из налоговой базы по налогу на прибыль средств предприятий, направленных на закупку оборудования российского производства.

В краткосрочном периоде эффект от такого шага может быть минимальным, но в долгосрочной перспективе спрос на оборудование российских производителей на внутреннем рынке с одной стороны, и высокая конкуренция со стороны импортеров с другой, будут стимулировать российских производителей оборудования, во-первых, использовать инновационные технологии и повышать качество производимой продукции до мирового уровня, во-вторых, сокращать издержки производства путем повышения производительности труда и эффективности использования ресурсов. Это может стать мощным внутренним источником качественного экономического роста.

Концентрация государственных ресурсов и формирование механизмов воздействия на экономику, направленных на развитие перечисленных выше направлений, позволят преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить устойчивый, качественный экономический рост.

Направления государственного стимулирования экономического роста отражают набор мер, которые государство должно реализовать для активизации хозяйственной деятельности в стране.

Искать на сайте

Забавное фото

1302012149_wer-_81.jpeg
Яндекс.Метрика