Подходы к государственному стимулированию экономического роста

Определим и изучим подходы к государственному стимулированию экономического роста.

В вопросе о возможности воздействия государства на темпы экономического роста существуют противоречивые подходы.

Р. Солоу предполагает, что «одним из вкладов современной теории экономического роста являлось введение табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста».

Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы экономического роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия – изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с целью достижения «золотого правила». Важным является также то, как и каким темпом можно достигнуть этого.

Вместе с тем развитие эндогенных теорий экономического роста способствовало тому, что наметились инструменты воздействия государства на темпы экономического роста и его качество. Ориентация на повышение темпов роста российской экономики стало главной задачей экономической политики.

В рамках научных и общественно-политических дискуссий предлагался ряд механизмов государственного воздействия. Рассмотрим их подробнее.

Подход С. Глазьева ставит во главу угла привлечение средств в производственную сферу. Это должно было осуществляться путем предоставления со стороны Центрального банка кредитов платежеспособным предприятиям через коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий. Такой квази-кейнсианский механизм должен был бы привести к снижению рыночной процентной ставки до уровня рентабельности обрабатывающей промышленности.

Вместе с тем основным препятствием для банковских инвестиций является не уровень процентной ставки, а связанные с кредитованием реального сектора высокие риски. К причинам столь высоких оценок рисков можно отнести непрозрачность корпоративных финансов, обремененность предприятий старыми долгами, общую экономическую нестабильность и низкий уровень соблюдения контрактного права.

Другой подход делает упор на стимулирование внутреннего спроса. В частности, в подготовленном Банком России предварительном варианте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 г.» предлагалось стимулировать одновременно потребительский и инвестиционный спрос.

Для решения первой задачи предлагалось принимать «дополнительные меры по повышению доходов населения как со стороны государства, так и со стороны предприятий».

Возможные способы стимулирования инвестиций включали: уменьшение налогообложения прибыли, расходуемой в целях накопления, широкое использование инвестиционных налоговых льгот, поддержку перспективных инвестиционных проектов посредством предоставления государственных гарантий, обеспечения кредитной поддержки, страхования, долевого участия, создания специальных финансовых институтов развития.

Вопрос стимулирования потребительского и инвестиционного спроса также связан с проблемами риска. В этом плане задача государства заключается в принятии на себя риска в тех сферах, которые не могут быть реализованы в частном секторе. Сюда относится прежде всего кредитование крупных долгосрочных проектов, потенциально являющихся высоко перспективными (таких, как разработки в авиастроении), или же ипотечное льготное кредитование социально незащищенных слоев населения.

При этом следует учитывать опасность «мягких бюджетных ограничений», поскольку в случае отсутствия своевременности и полноты возврата средств эффект такого стимулирования может оказаться даже отрицательным.

Достаточно интересным представляется подход к стимулированию развития экономики, представленный в проекте «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

Выход на траекторию устойчивого экономического роста ставится здесь как одна из главных целей экономической стратегии, а в качестве средств предлагается широкий набор мер, главными составляющими которых служат налоговая реформа и глубокие структурные и институциональные преобразования.

Фактически идеология данной программы схожа с концепцией «современного либерализма», поскольку достижение устойчивого экономического роста возможно путем формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата при обеспечении высокого уровня экономической свободы. Это включает обеспечение гарантий прав собственности, равных и справедливых условий конкуренции, снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала, проведение ответственной бюджетной и денежной политики.

Таким образом, вышеуказанные подходы к государственному стимулированию экономического роста отражают взгляды ученых на возможности государства активно и эффективно воздействовать на динамику экономического развития страны.

Искать на сайте

Забавное фото

1301839140_podb_34.jpeg
Яндекс.Метрика