Уставный фонд и источники финансирования МВФ

Уставный капитал МВФ составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Основу финансовых средств МВФ составля­ют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В со­ответствии с квотами определяются права заимствования и право го­лоса. Первоначально четверть платежных обязательств стран выпол­нялась золотом, остаток — валютой страны, который оформляется обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущно­сти — простого векселя).

Со вторым изменением Устава МВФ в 1976 г. место золота заня­ли платежи в SDR.

Каждая страна обязана определить фискального агента (fiscal agency) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций с МВФ.

Фискальным агентом может быть казначейство (министер­ство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными страной фискальными агентами, которые имеют право от лица стра­ны осуществлять все операции и трансакции, зафиксированные в статьях Соглашения.

Кроме того, каждая страна обязана назначить свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет цен­трального банка, то для этих целей должен быть выбран другой мо­нетарный институт, вплоть до коммерческого банка.

Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки средства, которые держит страна-член в своей валюте, суммы любому бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ, если страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или аналогичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее валютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа со стороны уполномоченного им депозитария.

Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, по­этому отметим его наиболее важные черты.

SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было оп­ределено как 0,888671 г чистого золота, что соответствовало 1 долла­ру США, но с отменой золотого паритета необходимость в определе­нии золотого содержания SDR отпала.

Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, постольку эта единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения цены SDR в настоящее время используют метод корзи­ны четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская иена, британский фунт и евро (сответственно USD, JPY, GBP, EUR).

Каждой валюте присваивают свой относительный вес, вычис­ляемый на основе следующих показателей: а) доля экспорта това­ров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в обще­мировом экспорте; б) размер резервов, номинированных в соот­ветствующих валютах, которые держатся другими членами МВФ (т. е. за исключением страны, валюта которой рассматривается).

Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет на осно­ве этих показателей. Каждый рабочий день МВФ производит пере­оценку курса SDR по валютной корзине с учетом рыночных курсов соответствующих валют по отношению к USD.

Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые колебания, которому подвержены курсы отдельных валют, и, следо­вательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно используется для деноминации финансовых активов не только са­мим МВФ, но и другими международными организациями, фирма­ми. SDR используют также и в многосторонних межгосударственных соглашениях в качестве счетной единицы.

SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны — участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в систе­ме SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны — члены МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в част­ные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.

В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR ис­пользуется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении кредитов, а также при выплате процентов по кредитам. МВФ может выполнить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денеж­ной единицей.

Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы SDR без политических и экономических обязательств. Члены МВФ могут в случае финансовой потребности покупать на SDR другие ва­люты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяет, у каких стран — участниц системы SDR можно осуществить покупку, и организует процесс обмена.

Правила обмена (designing) устанавли­ваются МВФ и регистрируются в Уставе фонда. Недопустимым счи­тается использование SDR в ходе дизайнинга только в целях изме­нения структуры резервов страны, т. е. без целевого использования приобретаемых валют. SDR не могут быть непосредственно исполь­зованы для интервенций на валютных рынках, а должны быть в та­ких случаях сначала обменены на какую-либо валюту. С 1987 г. транзакции в рамках дизайнинга не имели место.

Страны — участницы системы SDR обязаны покупать эту денеж­ную единицу в установленных МВФ размерах, составляющих трех­кратную величину собственных средств страны, предоставленных МВФ. Но эта верхняя обязательная граница по желанию страны мо­жет превышаться. В то же время МВФ учитывает финансовое поло­жение стран и стремится привлекать к покупке SDR первоначально, те из них, которые имеют достаточно сильные резервные и платеж­ные позиции, причем распределяет обязательства по покупке SDR среди них равномерно.

Определенное время действовало правило реконституции мини­мального установленного объема SDR, согласно которому в случае расходования SDR страны обязаны были через определенное время восстановить этот объем путем новых покупок SDR. Однако с 1981 г. оно было отменено.

Возможности использования SDR постепенно расширялись. В част­ности, они включают: выполнение финансовых обязательств по между­народным договорам; использование в сделках своп; предоставление кредитов; залоговые операции и дарение. Кроме того, некоторые стра­ны привязывают курсы своих валют к SDR. Расширяется круг прочих владельцев, которым предоставляется право осуществления всех разре­шенных операций с SDR. В настоящее время сюда относят около 20 институтов, среди которых, например, Всемирный банк, Банк меж­дународных расчетов, Швейцарский национальный банк и др.

SDR создаются в процессе размещения новых выпусков. Сущест­вует два способа размещения SDR: общее и одномоментное размещения.

В случае общего размещения вновь эмитированные SDR разме­щаются среди всех стран-участниц пропорционально их доле (квоте) в уставном фонде МВФ. Такая операция осуществляется не чаще чем один раз в 5 лет по решению квалифицированного большинства Совета управляющих (не менее 85% голосов).

Специальное одномоментное размещение может быть осуществле­но среди ограниченного числа членов МВФ, например в случае вступления в МВФ новых членов. В сентябре 1997 г. Совет управ­ляющих МВФ выдвинул предложение о дополнительном размеще­нии с учетом того, что более 20% членов МВФ никогда не участво­вали ранее в размещении. Однако для вступления предложения в действие требуется, чтобы за данное решение проголосовало не ме­нее 3/5 членов МВФ с общим количеством голосов в 85%. Такая си­туация до сих пор еще не реализовалась. Однако если решение бу­дет принято, то количество SDR практически удвоится.

В общем объеме международных резервно-платежных средств SDR составляют менее 2% (без учета золота), что связано с ограни­ченным характером использования этой единицы. Таким образом, SDR в основном используется не как международное резервное средство, а как официальная единица во взаимоотношениях МВФ со странами-членами.

Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие воз­можности для пополнения своих кредитных ресурсов:

а) обязатель­ную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах за предоставленные SDR;

б) заимствования у членов МВФ при их согласии (особенно большую роль здесь играют США);

в) операции на международных финансовых рынках;

г) процентные платежи по ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;

д) кредитные линии, которые открываются группами стран (наибо­лее существенную роль играют кредитные линии G-20).

Возможности привлечения средств на международных финансо­вых рынках до сих пор практически не используются фондом. Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на ме­ждународных финансовых рынках поставят фонд в сильную зависи­мость от тенденций их развития, не всегда складывающихся благо­приятным образом.

Источником средств МВФ является также продажа золотого за­паса, накопленного в период системы фиксированных паритетов. С момента второго изменения Устава МВФ (1978 г.) золото стало иметь значение лишь как один из активов, но все же достаточно су­щественный, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей об­ладает достаточно большими запасами.

Все учреждения стран-участниц могут осуществлять сделки с зо­лотом по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности для использования золота, что предполагает решение большинства членов в 85% голосов.

Во-первых, золото МВФ может быть продано по бухгалтерской стоимости (1 унция-35 SDR) странам, которые к концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса).

Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет (Special Disbursement Account — SDA). С этого счета могут выде­ляться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса чле­нов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной субсидии.

Почти треть рыночной реализации золотого запаса МВФ была на­правлена как безвозмездная помощь большому количеству развиваю­щихся стран пропорционально их квоте в МВФ. Остальные же вы­рученные средства были перечислены в Доверительный фонд (Trust Fund), созданный в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив для выполнения программы реализации золота в пользу развиваю­щихся стран еще до утверждения второго изменения Устава МВФ.

Однако средства в пользу этого фонда поступали также из доходов МВФ на вложенный капитал, от пожертвований, в форме средств от продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных стран.

После предоставления последних кредитов Доверительный фонд прекратил свое существование в 1981 г. Проценты и основная сумма долга поступали с этого момента на счет SDA, после чего направлялись ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

1311861791_noch-009.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика