Уставный капитал МВФ составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответствии с квотами определяются права заимствования и право голоса. Первоначально четверть платежных обязательств стран выполнялась золотом, остаток — валютой страны, который оформляется обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущности — простого векселя).
Со вторым изменением Устава МВФ в 1976 г. место золота заняли платежи в SDR.
Каждая страна обязана определить фискального агента (fiscal agency) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций с МВФ.
Фискальным агентом может быть казначейство (министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными страной фискальными агентами, которые имеют право от лица страны осуществлять все операции и трансакции, зафиксированные в статьях Соглашения.
Кроме того, каждая страна обязана назначить свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет центрального банка, то для этих целей должен быть выбран другой монетарный институт, вплоть до коммерческого банка.
Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки средства, которые держит страна-член в своей валюте, суммы любому бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ, если страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или аналогичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее валютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа со стороны уполномоченного им депозитария.
Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, поэтому отметим его наиболее важные черты.
SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было определено как 0,888671 г чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала.
Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, постольку эта единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения цены SDR в настоящее время используют метод корзины четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская иена, британский фунт и евро (сответственно USD, JPY, GBP, EUR).
Каждой валюте присваивают свой относительный вес, вычисляемый на основе следующих показателей: а) доля экспорта товаров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в общемировом экспорте; б) размер резервов, номинированных в соответствующих валютах, которые держатся другими членами МВФ (т. е. за исключением страны, валюта которой рассматривается).
Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет на основе этих показателей. Каждый рабочий день МВФ производит переоценку курса SDR по валютной корзине с учетом рыночных курсов соответствующих валют по отношению к USD.
Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые колебания, которому подвержены курсы отдельных валют, и, следовательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно используется для деноминации финансовых активов не только самим МВФ, но и другими международными организациями, фирмами. SDR используют также и в многосторонних межгосударственных соглашениях в качестве счетной единицы.
SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны — участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в системе SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны — члены МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в частные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.
В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR используется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении кредитов, а также при выплате процентов по кредитам. МВФ может выполнить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денежной единицей.
Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы SDR без политических и экономических обязательств. Члены МВФ могут в случае финансовой потребности покупать на SDR другие валюты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяет, у каких стран — участниц системы SDR можно осуществить покупку, и организует процесс обмена.
Правила обмена (designing) устанавливаются МВФ и регистрируются в Уставе фонда. Недопустимым считается использование SDR в ходе дизайнинга только в целях изменения структуры резервов страны, т. е. без целевого использования приобретаемых валют. SDR не могут быть непосредственно использованы для интервенций на валютных рынках, а должны быть в таких случаях сначала обменены на какую-либо валюту. С 1987 г. транзакции в рамках дизайнинга не имели место.
Страны — участницы системы SDR обязаны покупать эту денежную единицу в установленных МВФ размерах, составляющих трехкратную величину собственных средств страны, предоставленных МВФ. Но эта верхняя обязательная граница по желанию страны может превышаться. В то же время МВФ учитывает финансовое положение стран и стремится привлекать к покупке SDR первоначально, те из них, которые имеют достаточно сильные резервные и платежные позиции, причем распределяет обязательства по покупке SDR среди них равномерно.
Определенное время действовало правило реконституции минимального установленного объема SDR, согласно которому в случае расходования SDR страны обязаны были через определенное время восстановить этот объем путем новых покупок SDR. Однако с 1981 г. оно было отменено.
Возможности использования SDR постепенно расширялись. В частности, они включают: выполнение финансовых обязательств по международным договорам; использование в сделках своп; предоставление кредитов; залоговые операции и дарение. Кроме того, некоторые страны привязывают курсы своих валют к SDR. Расширяется круг прочих владельцев, которым предоставляется право осуществления всех разрешенных операций с SDR. В настоящее время сюда относят около 20 институтов, среди которых, например, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Швейцарский национальный банк и др.
SDR создаются в процессе размещения новых выпусков. Существует два способа размещения SDR: общее и одномоментное размещения.
В случае общего размещения вновь эмитированные SDR размещаются среди всех стран-участниц пропорционально их доле (квоте) в уставном фонде МВФ. Такая операция осуществляется не чаще чем один раз в 5 лет по решению квалифицированного большинства Совета управляющих (не менее 85% голосов).
Специальное одномоментное размещение может быть осуществлено среди ограниченного числа членов МВФ, например в случае вступления в МВФ новых членов. В сентябре 1997 г. Совет управляющих МВФ выдвинул предложение о дополнительном размещении с учетом того, что более 20% членов МВФ никогда не участвовали ранее в размещении. Однако для вступления предложения в действие требуется, чтобы за данное решение проголосовало не менее 3/5 членов МВФ с общим количеством голосов в 85%. Такая ситуация до сих пор еще не реализовалась. Однако если решение будет принято, то количество SDR практически удвоится.
В общем объеме международных резервно-платежных средств SDR составляют менее 2% (без учета золота), что связано с ограниченным характером использования этой единицы. Таким образом, SDR в основном используется не как международное резервное средство, а как официальная единица во взаимоотношениях МВФ со странами-членами.
Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие возможности для пополнения своих кредитных ресурсов:
а) обязательную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах за предоставленные SDR;
б) заимствования у членов МВФ при их согласии (особенно большую роль здесь играют США);
в) операции на международных финансовых рынках;
г) процентные платежи по ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;
д) кредитные линии, которые открываются группами стран (наиболее существенную роль играют кредитные линии G-20).
Возможности привлечения средств на международных финансовых рынках до сих пор практически не используются фондом. Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на международных финансовых рынках поставят фонд в сильную зависимость от тенденций их развития, не всегда складывающихся благоприятным образом.
Источником средств МВФ является также продажа золотого запаса, накопленного в период системы фиксированных паритетов. С момента второго изменения Устава МВФ (1978 г.) золото стало иметь значение лишь как один из активов, но все же достаточно существенный, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей обладает достаточно большими запасами.
Все учреждения стран-участниц могут осуществлять сделки с золотом по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности для использования золота, что предполагает решение большинства членов в 85% голосов.
Во-первых, золото МВФ может быть продано по бухгалтерской стоимости (1 унция-35 SDR) странам, которые к концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса).
Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет (Special Disbursement Account — SDA). С этого счета могут выделяться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса членов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной субсидии.
Почти треть рыночной реализации золотого запаса МВФ была направлена как безвозмездная помощь большому количеству развивающихся стран пропорционально их квоте в МВФ. Остальные же вырученные средства были перечислены в Доверительный фонд (Trust Fund), созданный в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив для выполнения программы реализации золота в пользу развивающихся стран еще до утверждения второго изменения Устава МВФ.
Однако средства в пользу этого фонда поступали также из доходов МВФ на вложенный капитал, от пожертвований, в форме средств от продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных стран.
После предоставления последних кредитов Доверительный фонд прекратил свое существование в 1981 г. Проценты и основная сумма долга поступали с этого момента на счет SDA.