После кризисов 1998 г. и 2008 г. стала очевидной необходимость совершенствования бюджетной стратегии, изменения ее на основе программы антикризисных мер.
К антикризисным мерам совершенствования бюджетной стратегии можно отнести:
- Переориентация на решение ключевых внутренних социальных проблем, задач экономического роста и обеспечения безопасности государства. При этом главными целями должны стать рост объемов производства как в целом по стране, так и в территориальном разрезе, и повышение реальных доходов граждан.
- Обеспечение ориентации бюджетного процесса в целом на приоритеты, определяемые на основе долгосрочной бюджетной стратегии.
- Закрепление функциональных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы и определение размеров бюджетных расходов согласно нормативам по каждому укрупненному виду бюджетных услуг.
- Регулирование пропорций консолидированного бюджета в территориальном разрезе, укрепление финансовой базы региональных бюджетов и оптимизация территориальной структуры расходов федерального бюджета.
- Принятие в качестве целевой установки бюджетной политики в области доходов необходимости одновременного значительного увеличения объемов финансовых ресурсов государства и снижения налогового бремени (с целью стимулирования экономической активности) за счет привлечения к формированию доходов бюджета нынешних теневого и льготного секторов экономики.
- Принципиальная модернизация налоговой системы, прежде всего за счет введения налогов на имущество, выводящих из «теневого» сектора огромную часть хозяйственного оборота, увеличения роли рентных платежей, а также за счет пересмотра налоговых льгот.
- Замена системы регулирующих налогов на систему раздельного формирования налоговых доходов всех уровней бюджетной системы.
- Совершенствование таможенного регулирования экспорта и импорта в направлении вывода из «тени» процедуры уплаты таможенных пошлин участниками внешнеэкономической деятельности, стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции и развития импортозамещающих производств.
- Выполнение государством основных обязательств в соответствии с нормативами в социальной сфере, в области науки и образования на основе мобилизации бюджетных доходов.
- Кардинальная реформа системы доходов населения и социальных пособий.
- Концентрация бюджетных ресурсов на создании условий экономического роста и стимулирование совокупного общественного спроса, проведение активной инвестиционной политики с упором на инновации.
- Государственная поддержка приоритетных проектов, обеспечивающих восстановление и интенсивное обновление производственного потенциала.
- Переход на программно-целевой метод финансирования.
- Концентрация ресурсов на нескольких приоритетных программах и привязка производимых расходов к четко определенному конечному результату.
- оздание системы индикативного планирования бюджетов различных уровней.
- Конкурсное распределение заказов, контрактов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции (прежде всего в инновационной сфере).