Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы государства. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов.
Эффективным примером такой программы может служить новый курс Франклина Рузвельта в США после кризиса 1929-1933 гг., принесшего наиболее ощутимые потери для экономики США за все время ее существования. Подобная программа была разработана и реализована президентом Никсоном в 70-е гг.
Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ.
Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов:
- поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов);
- регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов);
- планировать государственные инвестиции;
- стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен;
- использовать программы общественных работ.
Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса.
Поскольку кризисы в условиях рыночной экономики являются регулярно повторяющимся явлением, необходимо, обобщив имеющийся позитивный и негативный опыт, разработать методологию системы мер государственного регулирования в условиях кризиса в рамках антикризисных программ.
Это позволит проходить кризисную фазу цикла возможно быстрее и с меньшими потерями для населения, предпринимателей и государства. Конечно, антикризисные программы государства не могут быть универсальными, поскольку каждый кризис имеет специфические черты.
Однако антикризисные программы помогут значительно повысить эффективность государственного регулирования экономики в кризисных ситуациях.