Необходимость развития конкурентной среды в России требует изучение опыта проведения антимонопольной политики в развитых странах.
В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика.
Во многих странах еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества, поэтому и законодательство направлено на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
При этом одной из важнейших функций правительства США является обеспечение конкуренции на рынке товаров и услуг.
Особенности антимонопольной политики развитых стран проявляются в основном в двух ее формах: американской, запрещающей любую форму монополистического сговора или союза; западноевропейской, направленной только против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка.
В США в основе здоровой рыночной конкуренции лежат правовые акты Шермана-Клейтона:
первый — отражает интересы покупателей и объявляет недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополий, предусматривает уголовную ответственность руководителей и огромные денежные штрафы;
второй — устанавливает запрет на продажу товара с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, практику ограничения организации сбыта, на слияние фирм через приобретение обычных акций конкурентов и др.
Основополагающие антимонопольные законы дополнялись, и с 80-х годов ХХ в. в США стал применяться индекс Херфиндаля-Хиршмана, отражающий удельный вес отрасли на рынке продаж.
При этом все фирмы как объекты антимонопольной политики ранжируются по удельному весу — от наибольшего к наименьшему.
На американской системе (законах Шермана-Клейтона) основано антимонопольное законодательство Японии, Каналы, Австралии, Аргентины и ряда других стран.
В рамках западноевропейской системы антимонопольного регулирования содержание законодательных актов заимствовано преимущественно из Римской конвенции ЕЭС.
Основное внимание в них уделяется нарушению прав граждан и интересов общества вследствие искажения условий конкуренции и злоупотребления монополиями своим доминирующим положением, а основным способом реагирования являются частные иски и их рассмотрение, как правило, в судебном порядке.