Деньги и денежно-кредитное регулирование

Исторически сложилось так, что эффективное функционирование рыночной экономики не может обходиться без наличия в ней соответствующей ее требованиям денежной и кредитной подсистем, без денежно-кредитного регулирования.

Создание такого рода подсистем формируется и закрепляется на законодательном уровне каждой отдельной страны. Такое положение проистекает из самой природы денег, которые в экономическом смысле являются материальным носителем обязательств государства в лице его уполномоченных органов.

Такой носитель, или инструмент, становится деньгами только в процессе его использования и при одновременном выполнении им следующих функций: меры стоимости, средства обращения, средства оплаты товаров, услуг, работ (платежа), средства сохранения (сбережения, накопления) стоимости; и только в случае наличия международного соглашения мировых денег.

Другие материальные носители, в ходе использования приобретающие лишь ту или иную функцию денег, рассматриваются в качестве квази-денег. Переход на государственном уровне от одной меры стоимости к другой, как правило, сопровождаемый уменьшением общего количества денег в обращении, выливается в денежные реформы, болезненно переживаемые населением.

Деньги хорошо «работают» там, где граждане верят в надежность политических и предвыборных обещаний правительства, в его способность обеспечить национальные интересы и безопасность страны и ее граждан.

Теория, изучающая процессы воздействия денег, квази-денег и денежной политики на состояние экономики в целом, носит название теории денег и составляет важнейший раздел экономической теории.

Политика «проб и ошибок» в денежной, кредитной и финансовой сферах на практике приводит к потрясениям не только в этих сферах, но и в экономике страны в целом и отрицательно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов.

Чтобы избежать болезненных последствий, применяется системный подход: из имеющихся в распоряжении государства двух макроэкономических инструментов для поддержания эффективности и стабильности экономического развития — бюджетно-налогового (фискальная политика) и денежно-кредитного регулирования (монетарная политика) — выбирается тот или иной или же их оптимальное сочетание, наиболее соответствующие оптимальному решению сложившейся ситуации.

Следует отметить, что денежно-кредитная, финансовая деятельность и через них экономическая как нельзя лучше приспособлена для моделирования, как на мини-, микро-, так и на макроуровнях.

Однако надо помнить, что универсальность денежно-кредитной модели заключается в том, что она позволяет моделировать каждый конкретный случай и событие, связанные с проявлением объективных законов экономического развития общества.

Соответственно возникает требование постоянной корректировки используемой модели, быстрого и слаженного регулирования денежной, кредитной и экономической систем, что становится возможным только при условии непрерывного правительственного мониторинга на всех уровнях хозяйственной деятельности участников рынка.

Применение государством данного макроэкономического подхода позволяет не только осуществлять выбор тех или иных инструментов точной настройки экономики из уже имеющихся, но и создавать новые, недостающие элементы этих механизмов. Отсюда, естественно, вытекает основополагающий вывод — государство в лице своих органов и персоналий не может приступать к проведению денежно-кредитной политики без выяснения и уяснения особенностей ее инструментов, характера механизма денежно-кредитного регулирования экономики, последствий при ошибочном его использовании.

Таким образом, применение государством денежно-кредитной политики как инструмента макроэкономического регулирования должно сопровождаться тщательно проводимым анализом специфики поведения хозяйствующих субъектов как участников рыночных отношений, исследованием особенностей организации денежного рынка и возникающих под влиянием научно-технического прогресса тенденций и даже изучением качества личностей, принимающих решения.

Искать на сайте

Забавное фото

1300389886_sas_25.jpeg
Яндекс.Метрика