Элементы участия государства в процессе экономического развития страны

Рассмотрим элементы участия государства в процессе экономического развития страны.

Экономика России все более становится основой политических решений. Это предопределяет регулирующую роль государственных институтов.

Понятно, что в условиях рыночных отношений нет смысла директивно направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов. Отсюда необходимость обосновать оптимальное участие государства в процессе общественного воспроизводства путем регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

Данный процесс развивается параллельно и взаимоувязанно с формированием новой идеологии национальной и экономической безопасности, конкретных доктрин, механизмов планирования, организации и функционирования этой деятельности. Это создаст требуемые предпосылки и условия для отторжения того, что вносит деструктивные воздействия, но способствует тем, кто трудится для блага страны.

Тем самым достигаются цели общих экономических интересов, связанных с обеспечением экономического роста и экономической безопасности.

В настоящее время все больше укрепляется понимание необходимости более широкого и непредвзятого обоснования функций государства в современной экономике, квалифицированного государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

Споры перешли из плоскости «за или против регулирования вообще» в плоскость «какое именно нужно регулирование». Государство должно пользоваться экономическими, а не административными инструментами и ориентироваться на активизацию рыночного конкурентного механизма.

Укажем на принципиально важные элементы участия государства в процессе экономического развития страны.

Первое. Приведение функций государства в соответствие с его потенциалом, т. е. соблюдение принципа соразмерности желаний с имеющимися возможностями. Некоторые государства пытаются сделать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами. Это зачастую приносит больше вреда, чем пользы.

При малых возможностях формы и направления государственного вмешательства должны тщательнейшим образом анализироваться. Различие в этом плане между развитыми и развивающимися странами можно определить по уровню ассигнований, направляемых на общегосударственные расходы.

В промышленно развитых странах государственные расходы достигают сейчас почти половины ВВП, а в развивающихся они составляют примерно одну четверть (при гораздо более низком показателе ВВП надушу населения).

Второе. Укрепление экономического потенциала государства путем активизации общественных институтов. Имеется в виду разработка эффективных норм и ограничений, которые позволяли бы сдерживать произвол властей и бороться с такими явлениями как коррупция, экономические правонарушения и преступления,

Третье. Введение эффективного преферентного режима со стороны государственных органов. Это жизненно необходимо для реализации товаров и услуг, для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям вести более здоровую и счастливую жизнь.

Возрастающее влияние государства переносит акцент с количественного на качественный аспект государственного влияния. Внимание переместилось с размера государства и объема его вмешательства на результативность его деятельности и степень отражения им нужд населения.

Институт государственной власти перемещается в центр экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник.

Особое внимание обращается на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Для повышения своей эффективности институты государственной власти должны функционировать в условиях большей конкуренции.

Государственный уровень регулирования определяет гарантии достижения должных результатов в сфере экономической безопасности по следующим направлениям деятельности.

Во-первых, создание информационной базы для всестороннего и объективного мониторинга процессов в экономике, включая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества.

Во-вторых, разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз экономическим интересам с оценкой результатов принятых мер.

При определении конкретных инструментов государственного воздействия на экономику необходимо учитывать складывающиеся тенденции в деятельности экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, видеть их способности к саморегулированию и стабилизации.

Институциональные преобразования, создающие основу эффективного функционирования экономики, процессы, обеспечивающие снижение социальной напряженности в широких слоях населения, сохраняющийся ресурсно-интеллектуальный и научно-технический потенциал благоприятствуют структурным преобразованиям на макро- и микроэкономических уровнях, формированию стимулов развития.

Весьма важным представляется усиление активности государства в финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и внешнеэкономической сферах.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности включает в себя координацию и контроль за деятельностью по реализации «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».

Задача «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» — определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной перспективе, а также формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Искать на сайте

Забавное фото

1301411222_overloaded_005.jpeg
Яндекс.Метрика