Предвидение будущего — самый сложный и неблагодарный вид деятельности. Ведь развитие социально-экономических систем многофакторно и неравномерно, связано с деятельностью людей и социальных групп, обладающих противоречивыми интересами.
Поэтому прогнозы очень часто не сбываются. Тем не менее прогнозированием социально-экономического развития приходится заниматься постоянно, совершенствуя применяемые формы организации прогнозирования и методы прогнозирования.
Предвидением будущего практически занимаются все государственные органы, научные, экономические и общественные организации.
Поскольку предвидение будущего по сути это вид научной деятельности, ведущую роль в прогнозировании, особенно долгосрочного и среднесрочного, должно принадлежать науке — Российской академии наук, другим государственным и общественным академиям, независимым научным организациям.
Нужно вернуться к практике разработки долгосрочных прогнозов научно-технического и социально-экономического развития на 20-25 лет, финансируя эту работу за счет бюджетных средств.
Важную роль в этом может играть создание национального научного совета по прогнозированию, который координировал бы эту работу.
Прогнозы не должны утверждаться государственными органами. В противном случае предвидение будущего утратит свою независимость и объективность.
В государственных органах, и прежде всего в Минэкономразвития и Минобрнауки России, необходимы специализированные подразделения, которые будут делать заказы на прогнозы, проводить экспертизы полученных результатов и определять возможности их использования при разработке проектов стратегических и индикативных планов и целевых программ.
Следует расширить обучение государственных служащих теории, методологии и технологии прогнозирования.
Потребуется качественное улучшение методологии прогнозирования с учетом циклов и кризисов, а также разработка макромоделей, позволяющих учитывать закономерную неравномерность социально-экономического развития. В этой работе возможно использовать межотраслевые балансы, построенные на базе статистики национальных счетов.
Учитывая огромные объемы информации, используемой для обновления прогнозов, необходимо создание специализированных банков данных, информационно-поисковых систем.
При этом целесообразно использовать опыт, накопленный в прошлом при разработке автоматизированной системы плановой информации, а также зарубежный опыт многовариантных прогнозных расчетов.