Государственные расходы и экономический рост

Результативность проводимой бюджетной политики в значительной мере зависит от адекватного для существующих социально-экономических условий решения вопроса масштабов и границ оправданного государственного участия в экономике, установления зависимости государственных расходов и экономическего роста.

Для нас важен исторический опыт большинства экономически высокоразвитых стран, равно как и восточноевропейских стран, прошедших за последнее десятилетие через системную трансформацию. Этот опыт свидетельствует об упрощенности и необоснованности распространенных представлений, будто увеличение темпов экономического роста обязательно должно сопровождаться резким ослаблением участия государства в перераспределении национального дохода.

Напротив, международные сопоставления свидетельствуют, что бюджет государства может служить и служит не только важнейшим фактором экономического роста, но и гарантом сохранения экономической и социальной стабильности в обществе.

Если посмотреть за достаточно длительный период данные об уровне государственных расходов в группе индустриально развитых стран, то отчетливо видна тенденция роста их доли в ВВП.

Так, в США доля совокупных расходов федерального бюджета и бюджетов штатов в 1929 г. составляла 10% ВВП, в 1950 г. - 21%, в 1993 г. - 38,7%, в 1996-1998 гг. - около 33%.

В большинстве западноевропейских стран средний показатель государственных расходов в ВВП вырос с 15,4% в 20-х гг. до 42,6% в 80-х гг. и колеблется около 50% в 90-х гг. Эти расходы в Швеции и Норвегии достигали 60% ВВП, в ФРГ — 54%.

Еще более показательно сравнение удельного веса государственных расходов в ВВП в странах с переходной экономикой. В Польше, Венгрии, Словении, имеющих положительную хозяйственную динамику, государственные расходы составляют 45-50%, а в Болгарии и Румынии, где продолжается падение производства, — всего лишь 25-35% ВВП.

Особенно показательно, что в странах, где был быстро преодолен кризис и начался экономический рост, доля бюджетных расходов в ВВП не уменьшалась или даже увеличивалась именно в периоды экономического спада с целью его преодоления на основе расширения совокупного спроса.

В 1990-1993 гг. в Венгрии, например, она достигала 62%, а в Польше и Словении оставалась стабильно на уровне 50%. При этом сохранение значительного объема госрасходов сопровождалось изменением их структуры.

Так, за те же годы во всех странах Восточной Европы резко сократились (в 3-4 раза) объемы государственных субсидий промышленности. В то же время расходы на образование и науку сохранились на достаточно высоком уровне. Например, в Венгрии, Чехии и Польше оставалось неизменным отношение ассигнований на образование к ВВП на протяжении всех 90-х гг. В то же время в Болгарии оно сократилось вдвое.

Сравнительные данные о ходе реформ и социально-экономического развития указанных стран достаточно четко показывают также необоснованность представлений, будто резкое усиление неравенства доходов положительно влияет на уровень хозяйственной активности.

Напротив, имеющиеся оценки динамики и уровня дифференциации доходов в постсоциалистических государствах свидетельствуют, что за определенными пределами поляризация доходов не только не стимулирует экономический рост, но и препятствует ему.

Так, в настоящее время в Чехии, Словакии, Польше, Венфии и Словении среднедушевые доходы 10 % самых богатых семей превышают соответствующие доходы 10 % самых бедных в 4,5-5,5 раза. В то же время в Болгарии и Румынии аналогичный показатель больше 10, а в России он примерно равен 15.

Добавим для сравнении, что в самом начале системной трансформации фактически для всех восточноевропейских стран разрыв в доходах самой богатой и самой бедной частей населения составлял 2,5-3 раза. В настоящее время этот показатель в среднем по большинству промышленно развитых стран составляет около пяти.

До настоящего момента при принятии очередного закона о федеральном бюджете основное внимание концентрируется на том, как распределить финансовые ресурсы. Вне поля зрения оказываются вопросы, связанные с постановкой целей, задач, которые планируется решать с помощью бюджетных средств и с теми обязательствами, которые берет на себя государство для реализации этих целей. Нет и четких критериев определения результативности производимых расходов.

Для изменения ситуации необходимо ответить на принципиальные вопросы о сути и содержании государственных расходов и доходов, об их уровне, о том, какова должна быть роль бюджета в реализации общенациональных задач, как взаимосвязаны государственные расходы и экономический рост.

Сначала государство должно определить, что и в каких размерах оно собирается делать, каких конкретных результатов достичь, а затем — кто и в каком объеме должен оплатить эту деятельность. Только в этом случае становится осмысленной связь между доходами и расходами, появляется возможность для создания эффективной системы мобилизации доходов, рационализации расходов и обоснования заимствований.

В условиях федеративного устройства государства принципиально важно, чтобы федеральный бюджет выступал как бюджет не центра, а всей страны. Он призван работать на сохранение ее единства и обеспечения всем своим гражданам определенных социальных гарантий.

Сегодня же финансирование расходов федерального бюджета в подавляющей своей части, за исключением затрат на обслуживание государственного долга и некоторых общегосударственных целей, осуществляется в рамках конкретных регионов (даже если ресурсы и не поступают прямо в региональные бюджеты в виде трансфертов, субсидий и дотаций). Словом федеральному бюджету еще предстоит стать реальным инструментом государственной региональной политики.

Произошедшее за последнее десятилетие сокращение реального объема государственных расходов привело к тому, что в России государство оказалось неспособным действенно выполнять основные функции, являющиеся обязательным его атрибутом.

Между тем перед государством сейчас стоит множество безотлагательных проблем социально-экономического, военно-политического характера. Их решение невозможно без кардинального увеличения расходной части бюджета, что можно осуществить только на основе устойчивого роста ВВП и увеличения бюджетных доходов. В связи с этим особое значение приобретает повышение эффективности расходов, получение большего конечного результата на единицу потраченных средств.

Таким образом, величина, структура и эффективность государственных расходов оказывает непосредственное влияние на экономический рост.

Искать на сайте

Забавное фото

1244887722_podborka_620_106.jpeg
Яндекс.Метрика