Государственное регулирование движения иностранного капитала

Инвестиции представляют собой важную составляющую внешнеэкономической деятельности и звено общехозяйственного режима, регламентирующего поведение национальных и зарубежных инвесторов и процесс оттока капитала за границу. Инвестиции выступают средством глобализации хозяйственной жизни.

Движение инвестиционных ресурсов (прямых и портфельных) происходит в товарно-материальной и денежной сферах, в сфере прав собственности и др.

Вопросы инвестиционного сотрудничества (экспорт-импорт капитала в денежной и товарной формах), представляют собой специфическую сферу внешнеэкономических связей и обостренной международной конкуренции.

Вместе с тем они относятся к компетенции внутрихозяйственной деятельности, поскольку преследуют цель развития национального воспроизводственного процесса и повышения его конкурентоспособности в мировом масштабе.

Государственное регулирование движения иностранного капитала призвано обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата и предпринимательской среды, содействовать привлечению и повышению эффективности иностранного производительного капитала в экономике России.

Производительный иностранный капитал в национальной экономике — это существенный, но противоречивый фактор ее развития. Он определяющим образом влияет на структуру хозяйственного комплекса страны, становится инструментом вывода страны на мировые рынки с высоко технологической, инновационной продукцией, успешно противостоящей конкуренции зарубежных партнеров.

Одновременно иностранный капитал — средство производственной деградации, превращения страны в сырьевой доминион при низком уровне переработки добываемого сырья.

Сделать выбор в пользу того или иного пути развития — дело национальной политической воли, внешней и внутрихозяйственной политики. Это и предопределяет подходы к формированию инвестиционного климата в стране и ее регионах, предпринимательской среды, подходы к выработке эффективно функционирующего механизма привлечения отечественных и иностранных инвестиций в различные секторы экономики.

При этом надо четко понимать, что при равных условиях деятельности национальных и зарубежных инвесторов, никогда правительства зарубежных стран не выступят гарантами для своих инвесторов, если их капиталовложения противоречат национальной доктрине экспорта капитала, товаров и услуг, если они могут привести к потере конкурентоспособности на мировом рынке.

Никогда зарубежный инвестор не будет вкладывать свои средства в те отрасли, где страна-реципиент инвестиций не обеспечит ему более высокую норму прибыли.

Как свидетельствует российская действительность, в условиях повышенного уровня рискованности инвестирования зарубежные инвесторы рассчитывают не менее чем на 4–6-кратное превышение против возможной прибыли у себя дома.

Иными словами, они требуют ускоренной окупаемости проекта и/или дополнительных выгод за счет доступа к экспорту сырья и полуфабрикатов. Для России это чревато тем, что ее экспортная ориентация в длительной перспективе будет в значительной степени исходить из сырьевой направленности.

Осмотрительно надо подходить и к вопросу участия иностранных партнеров в соглашениях о разделе продукции. Такие соглашения предполагают оплату услуг невосполнимыми национальными природными ресурсами и сырьем. Они заключаются, как правило, на долгосрочной основе по ценам, более низким, чем текущая среднемировая цена, и на условиях, диктуемых иностранным участником.

Аргументация ряда руководителей регионов, что такие соглашения обеспечивают занятость в регионе, способствуют повышению уровня жизни, справедлива, но лишь от части.

Как свидетельствует опыт Казахстана, переданные зарубежным инвесторам промышленные предприятия сырьевого сектора в длительную аренду, лишь в течение 2-3 лет сохраняли уровень занятых и социальную сферу в первоначальном виде. Затем начались массовые увольнения без переквалификации, сокращение социально-бытовой сети услуг с целью повышения рентабельности производства и его конкурентоспособности.

Кроме того, любые инвестиции из-за границы носят, как правило, связанный характер. Они ориентированы на поставку продукции из стран-доноров для обустройства, технологического перевооружения и последующего технического обслуживания, но используют ресурсный потенциал исключительно стран-реципиентов инвестиций.

Иностранный капитал в первую очередь заинтересован в реализации быстроокупаемых проектов, не связанных с совершенствованием инвестиционной инфраструктуры.

Более всего для этого подходят в России финансовая сфера, сфера услуг и торговля, а также экспорто-ориентированные отрасли, которые обеспечат иностранный капитал недостающими топливно-сырьевыми ресурсами и продукцией первичной переработки.

Налаживать производство продукции высокой степени переработки с последующим вывозом ее за рубеж — не в интересах зарубежного инвестора. Ему не нужны дополнительные конкуренты. Это задача национального инвестора, который в дополнение к своим средствам привлечет зарубежный капитал. Но он сможет это сделать при благоприятном инвестиционном режиме для национального и иностранного предпринимателя, при стабильности правового пространства, при наличии политических и экономических гарантий инвесторам и защите их от неправовых действий со стороны криминальных кругов.

Успех в борьбе за привлечение иностранного капитала в Россию, таким образом, находится в прямой зависимости от ее рейтинга инвестиционного климата по сравнению с другими странами.

Повышению его способствует расширение договорных отношений на внешнеэкономической арене с различными международными и национальными организациями.

Искать на сайте

Забавное фото

1301411222_overloaded_005.jpeg
Яндекс.Метрика