Государственное регулирование экономики во Франции и Великобритании

В результате современного глобального экономического кризиса приостановилась продолжительная тенденция к либерализации рынков, и наступает новый период активизации вмешательства государства в экономику.

Поэтому актуальной становится проблема оценки эффективности такого регулирования в условиях кризиса. В свете этого вызывает значительный интерес анализ опыта государственного регулирования экономики высокоразвитых европейских стран.

Особенно показательным представляется опыт государственного регулирования экономики во Франции и Великобритании, пути которых в данной сфере во многом отличаются друг от друга, прежде всего в объеме и формах участия государства в экономической деятельности.

Изначально эти страны являются представителями двух европейских экономических моделей — британской, или англосаксонской, и континентальной.

Англосаксонская экономическая модель определяется относительно небольшой долей государственного сектора в экономике, сильными рыночными регуляторами и либеральным подходом в социальной сфере.

Континентальная экономическая модель, характерная для Франции, а также для таких высокоразвитых стран Европы, как Германия, Италия, Швеция, отличается традиционно активной ролью государства в экономике и социально ориентированной рыночной политикой.

Между тем во время мирового экономического кризиса различия в политике правительств этих двух стран несколько сгладились.

Во Франции национальная специфика, выражающаяся в традиционно высоком уровне госрегулирования экономики, сохранилась. Начиная с 2008 г., даже несмотря на противоречия и возражения со стороны других участников Европейского союза, правительство Н. Саркози проводит крупномасштабную поддержку промышленного блока страны. В частности, на приоритетных отраслях экономики (авиастроение и автомобильная промышленность) сконцентрировалась основная финансовая помощь государства в виде бюджетных трансфертов, льготных кредитов, государственных банковских гарантий и политики стимулирования продаж с помощью бюджетных субсидий.

Франция за счет бюджета фактически погасила долги, включая налоговые, наиболее значимых для экономики предприятий, кроме того, в советы директоров большинства крупных корпораций были введены представители государства. Антикризисные меры были предприняты Францией также в сфере налогового регулирования и социального обеспечения населения страны.

В то же время экономическая политика Великобритании в связи с мировым финансовым кризисом претерпела серьезные изменения. Роль государства здесь была значительно повышена, что как раз и сблизило две экономические модели в новых условиях.

Правда, в отличие от Франции, антикризисная политика которой ориентируется на поддержку промышленности, Великобритания оказывает полномасштабную помощь в первую очередь финансовому сектору, который для английской экономики является приоритетным.

Так, по данным Национального статистического управления Великобритании, в целом государственная помощь крупнейшим британским банкам в условиях финансового кризиса превысила 850 млрд. фунтов стерлингов (более 1,4 трлн. дол.). Эта помощь включила в себя рекапитализацию ряда крупных банков, масштабное кредитование (200 млрд. фунтов стерлингов) Банком Англии банковского сектора, введение системы государственного страхования займов.

Среди других антикризисных мер английского правительства следует отметить налоговое регулирование и стимулирование развития промышленного сектора Великобритании.

Оценить результаты новой политики с повышением роли государства во Франции и Великобритании можно будет только после окончания финансового кризиса. Пока же все существующие международные рейтинги развития стран анализируют только промежуточные показатели.

Так, по результатам исследования, проведенного институтом uSwitch.com, Великобритания заняла последнее место в рейтинге десяти стран по качеству жизни в Европе, тогда как Франция возглавила список.

В рейтинге десяти стран с крупнейшим объемом промышленного производства в 2009 г., составленном консультационной компанией IHS Global Insight, Великобритания опустилась на седьмое место, уступив шестую позицию Франции.

Тем не менее понятно, что для полноценного анализа эффективности государственной политики в сфере регулирования экономик двух стран результатов рейтингов недостаточно, поскольку они носят слишком узкий характер, не позволяющий распространить выводы на все предпринимаемые правительствами антикризисные меры.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861617_pod_75.jpeg
Яндекс.Метрика