Рассмотрим институты и механизмы экологического развития.
Институты — и это существенно отличает их от других экономических категорий — являются одновременно выражением политических, экономических, демографических и других в том числе технико-технологических и природных условий жизнедеятельности общества. Они задают рамки и предпосылки экологического развития, т. е. общественного прогресса в целом и отдельно по экономическим, экологическим и социальным параметрам его измерения.
При этом отдельные институты из разряда конструктивных и высокоэффективных могут временно стать негативными, тормозя развитие полезных преобразований. Таким в Российской Федерации стал сегодня институт директоров, которые (особенно на государственных предприятиях и в организациях) в силу бесконтрольности сплошь и рядом злоупотребляют корыстными формами осуществления менеджмента, благодаря рыночным свободам личного обогащения. Они пользуются тем, что государство по политическим мотивам устранилось от функций мониторинга справедливого распределения благ.
Каждая муниципальная экономика взаимодействует с региональными, государственными и международными структурами рынка. Всеобщая глобализация настоятельно требует анализа того, как создаются и используются собственные институты, помогающие не только располагать достижениями других, но и участвовать в общечеловеческих процессах экоразвития.
Процесс взаимопроникновения и создания единой институциональной среды идет и снизу вверх до глобальных параметров экоразвития и сверху вниз, создавая предпосылки устойчивого развития.
Палитра, классификация трендов, итогов и перспектив развития включает несколько классификационных групп институтов, которые находятся в эволюционном, общеглобальном состоянии постоянного преобразования.
Конечными результатами их трансформации должно стать благосостояние общества, а также сохранение и обогащение природной среды. Относительность и неполнота деятельности этих институтов очевидна. Это видно по слабой степени социальной защищенности граждан, по несовершенству применяемых технологий, что ведет к частым авариям, катастрофам, войнам, росту криминальности в каждой стране.
Многими проблемами экономика ранее не занималась. Они решались на других уровнях: политическими, религиозными и др. организациями. Сегодня в силу институционального их освоения они включаются в программы экономических преобразований (табл. 1).
Таблица 1
Государственное регулирование рационального природопользования, экоразвития
Методы государственного регулирования рационального природопользования, экоразвития |
||
А. Индикативные |
Б. Административные |
В. Институциональные |
1. Платное природопользование |
1. Лицензирование |
1. Аудирование (внутреннее и внешнее) |
2. Штрафные санкции |
2. Установление лимитов природопользования |
2. Формирование коллективного общественного экологического сознания и ответственного поведения |
3. Экологическое страхование |
3. Эколого-экономическая экспертиза природоохранных проектов |
3. Освоение процедур, правил и методов оценки воздействия на окружающую среду |
4. Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств и т.д. |
4. Совершенствование законодательства, государственных норм и методических правил жизнедеятельности, ГОСТов |
4. Формирование конкуренции в экоразвитии. Пропаганда экоменеджмента чистых и безотходных технологий, положительного влияния на здоровье и благосостояние граждан, экологичного хозяйствования и жизнедеятельности вообще (в мире, России, регионах) |
5. Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов |
5. Экологическое воспитание и образование |
5. Информационное сопровождение экологических показателей жизнедеятельности общества, фирм, предпринимателей, региональных структур) |
6. Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию_ |
6. Создание экологических фондов и контроль за их использованием |
6. Разъяснение и наказание за экологические преступления, аварии и катастрофы и др. чрезвычайные происшествия |
7. Применение льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды |
7. Меры принуждения к законолослушанию. Милиция. Суды и другие административные органы |
7. Сертификация регулярной пожизненной квалификации лиц принимающих решения и стоящих на страже соблюдения экобезопасности |
Так происходит с экономическими проблемами, которые после конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) включаются в состав экономических характеристик.
То же самое можно сказать о морально-психологических проблемах устойчивости личности в рыночной системе жизнедеятельности и конкретного бизнеса, о гражданских правах людей, которые приобретают не только характеристики объекта экономики, но и ее субъекта, без ограничений по уровню личного благосостояния. Это рождает осознанную общественную потребность, которая четко сформулирована в отчете Всемирного банка за 1997 г. «Государство в меняющемся мире». Там сказано: «Хорошее правительство не роскошь, оно жизненно необходимо для развития».
Достижения развитых стран, во второй половине этого века сумевших решительно изменить свои урбанизированные территории в сторону резкого улучшения экологических параметров атмосферы, гидросферы, уменьшения количества бесконтрольно выбрасываемых отходов, указывает на огромные возможности человечества для улучшения среды обитания и жизнедеятельности людей. Это возможности интеллектуальные, финансовые, технико-технологические и др.
Оказывается, что огромное многообразие человеческой истории и культуры, расовые, национальные, религиозные, политические и другие различия и противоречия в сознании, поведении, прогнозировании своего устойчивого развития нисколько не мешают взаимодействию людей. Напротив, они все больше способствуют объединению их устремлений во имя здоровья, благополучия и согласия ныне живущих и особенно будущих поколений и их общего дома — Земли.
Глобальные параметры делового мышления становятся все более освоенной тактической необходимостью реального поведения. Идеи ноосферы, циклического развития, возрастающее значение технико-технологических преобразований, наконец реальные достижения НТП все более активно формируют институциональную среду, активно реформирующую общепризнанные стереотипы жизнедеятельности.