Институты, сущность и необходимость государственного регулирования экономики

Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры» в обществе, т. е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми.

Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила.

Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы.

Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire («позволять делать» — в дословном переводе с французского).

Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается «стандартное» оправдание государственного вмешательства в экономику.

В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка.

Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением «эффективности по Парето».

Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение. Отсюда логически конструируется предположение, что государственное вмешательство на основе избранного принципа эффективности не является необходимым.

Использование принципов laissez-faire и «эффективности по Парето» сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире.

Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь «невидимой рукой» Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует «совершенных» рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования, а также предусматривать различные варианты.

Искать на сайте

Забавное фото

1302620178_00.jpeg
Яндекс.Метрика