Характерными чертами экономического роста в настоящее время являются интеллектуализация основных факторов производства и инновационное развитие, что определяет зависимость интеллектуальной собственности и инновационного развития экономики России.
Системный анализ организационно-правовых и экономических проблем регулирования экономических отношений в сфере интеллектуальной собственности и предложенные меры по их решению при инновационном развитии экономики России представляют большой практический интерес и ценность.
Приобретает актуальность исследование особенностей и проблем государственного регулирования экономических отношений интеллектуальной собственности в условиях инновационного развития страны, а также возможных путей их оперативного решения.
Инновационный вектор развития России усложнил процесс взаимопроникновения экономики и права и предопределил появление новых проблем.
Основная проблема состоит в совершенствовании механизма регулирования экономических отношений интеллектуальной собственности, что тесно связано с развитием рынка интеллектуальной собственности.
Использование механизмов рыночных трансакций в отношении объектов интеллектуальной собственности упирается в недостаточную теоретическую проработанность вопросов сущности операций по реализации объектов интеллектуальной собственности, обоснования различных форм государственного регулирования и влияния их специфики на формирование цены данного экономического ресурса.
Другой проблемой являются ошибки, допущенные в ходе реформ, которые привели к:
- резкому спаду объемов производства;
- ослаблению научно-технического потенциала.
По данным Роспатента, в России из 100% охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, патентуется только 5-10% таких результатов, а в коммерческом обороте находится 1-2% из них.
Остальная часть, по данным проверок Счетной палаты РФ и Роспатента, зачастую используются в «сером» обороте, чем наносится серьезный ущерб интересам предприятий, учреждений и казны.
Практически повсеместно прослеживается нежелание исполнителей НИОКР сообщать об окончательных результатах работ в соответствующие организации, проходить оценку экспертов-специалистов и обязательную государственную регистрацию, что влечет за собой реализацию отечественных новейших технологий за рубежом без соответствующего учета их как на балансах самих предприятий, так и в системе государственной регистрации России.
Количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности и отчетов о НИОКР сократилось за 25 лет, начиная с 1980 г., соответственно - в 12 и 18 раз.