Исторические этапы развития экономических систем

Экономические системы развитых стран мира прошли через следующие исторические этапы.

1. ЭПОХА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Когда она началась и существовала ли она в достаточно чистом виде, сказать трудно. Подчеркнем лишь, что становление «чистого» капитализма, базирующегося на свободной конкуренции, было весьма длительным.

Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на годы жизни отцов классической буржуазной политэкономии. В. Петти жил в 1623-1687 гг., А. Смит — в 1723-1790 гг., Д. Рикардо — в 1772-1823 гг. Как видим, между Вильямом Петти и Адамом Смитом прошло 100 лет и между Адамом Смитом и Давидом Рикардо — еще 50 лет.

Свободная конкуренция в экономике всегда сопровождалась ограничениями (зачастую значительными).

По этому поводу П. Самуэльсон заметил, что свободная конкуренция всем хороша, но она никогда не была испытана. Всегда что-нибудь ее ограничивало: либо остатки феодализма, либо разного рода диктатуры, либо войны, либо социальное давление.

2. ЭПОХА МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА. Это был период, когда тон во всей системе экономических отношений задавала фаза производства. Продукция была лишена значительных внутривидовых различий, и каждая новинка длительное время по своим потребительским и конструктивным качествам соответствовала нуждам потребителей.

Главным оружием против конкурента было снижение издержек производства. Одним из наиболее характерных представителей эпохи массового производства был Генри Форд. Выдающимся его достижением стал дешевый общедоступный автомобиль, выпускаемый с помощью конвейера. В США эпоха массового производства берет начало примерно с 20-30-х гг. XIX века.

Важные импульсы ее становлению дало сначала формирование системы каналов, а затем общенациональной системы железных дорог.

Считается, что к 80-90-м гг. в этой стране была сформирована инфраструктура для массового производства.

Именно с этим периодом связывается появление фирмы (корпорации) как типичной формы организации капитала.

3. ЭПОХА СБЫТА пришла на смену «массовому производству» примерно с начала 30-х гг. XX века. Для этого периода характерна быстрая дифференциация продукции, активизация борьбы за потребителя. Наступил, так сказать, «звездный час» тех фаз воспроизводства, которые непосредственно связаны с рынком.

Считается, что корпорация «Дженерал Моторз» в США первой переключила внимание с фазы производства на фазу сбыта, на изучение рынка.

От характерной для прошлого работы на устойчивого потребителя пришлось перейти к системе постоянного поиска новых потребителей и формирования своих ниш на рынке. Отсюда берет начало новая концепция и функция бизнеса, получившая название маркетинга.

4. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА охватывает экономику и социальные процессы в развитых странах примерно с середины 50-х годов XX века.

Главным фактором, меняющим системную ориентацию экономики, стала научно-техническая революция середины века. Она вызвала активную смену используемых в производстве технологий и ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

1301411271_overloaded_003.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика