Классификации, типы, и виды цен

Мир цен весьма разнообразен. В экономике выделяют различные подходы к классификации, типам, и видам цен.

Прежде всего нужно различать три типа цен:

– стихийно формирующиеся цены без всякого вмешательства государства (свободные цены);

– централизованно устанавливаемые государственными органами (плановые цены);

– регулируемые цены, в которых сочетаются оба начала.

Эти типы цен отражают особенности различных моделей рынка и ценообразования.

Так, до 1991 г. в нашей стране преобладали плановые цены, хотя и нарастали элементы стихийности ценообразования на неорганизованном рынке.

С 1992 г. верх взяла стихийная динамика цен. Резко ослабла регулирующая роль государства. С конца 90-х гг. усиливается регулирующее воздействие государства на динамику важнейших видов цен.

Важным признаком классификации цен является база цены.

До середины XIX века преобладали цены, определявшиеся на рынке на основе конкуренции и ориентированные на стоимость товаров.

С утверждением капиталистического способа производства и свободного перелива капитала стоимость модифицировалась в цену производства, на которую и ориентировалась рыночная цена. Это обеспечивало среднюю норму прибыли на вложенный капитал в отраслях с разным технологическим и органическим строением капитала и создавало благоприятные условия для развития капиталоемких отраслей промышленности, транспорта.

С конца XX века, с переходом к монополистическому капитализму, получили распространение монопольные цены, обеспечивавшие монополиям сверхприбыли за счет перераспределения прибыли немонополизированных отраслей и предприятий. Сращивание монополий с государством привело к усилению этой тенденции в рамках государственно-монополистического капитализма.

В условиях глобализации определяющее влияние на уровни и динамику цен оказывают транснациональные корпорации (ТНК). Они используют механизм трансфертных, заниженных цен внутрикорпорационного оборота для ухода от налогообложения.

По сферам действия можно назвать большое число разных видов цен. Таковы внутрихозяйственные (расчетные) цены для оборота между подразделениями одного предприятия, объединения, холдинга. За рамками фирм, компаний действуют оптовые цены на промышленную, строительную и иную продукцию, поставляемую для производственного потребления, розничные цены на товары и цены и тарифы на платные услуги для населения.

Существуют заготовительные цены. Они распространяются главным образом на покупаемую у сельхозпредприятий продукцию. На цены устанавливаются торговые наценки (скидки), возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предприятиям сферы обращения. Особое место занимают цены на научно-техническую продукцию.

Цены внутреннего рынка отличаются от мировых цен на основных мировых товарных рынках и внешнеторговых цен на экспортируемые и импортируемые товары данной страны.

Особое место занимают цены акций и других ценных бумаг. Можно и заработную плату рассматривать как цену рабочей силы человека, отражающую затраты на воспроизводство этого специфического товара.

Искать на сайте

Забавное фото

1302011989_00.jpeg
Яндекс.Метрика