Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации.
Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле:
где: А — доля i-ой компании в % на рынке определенного товара;
n — количество компаний на рассматриваемом рынке.
Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, HHI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят HHI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.
Из других показателей чаще всего используется коэффициент концентрации, представляющий собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара.
Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна.
В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:
а) высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;
б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%;
в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<CR-4<50% и 45%<CR-8<70%;
г) неконцентрированный рынок при CR-4<35% и CR-8<45%.
В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» монополизированным признается рынок с долей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанной экономическими и/или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более.
В интервале между 35% и 65% использование доминирующего положения должен доказать ФАС РФ. Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается.