Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации

Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации.

Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле:

где: А — доля i-ой компании в % на рынке определенного товара;

n — количество компаний на рассматриваемом рынке.

Для верхнего уровня монополизации, когда на рынке работает один товаропроизводитель, HHI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят HHI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.

Из других показателей чаще всего используется коэффициент концентрации, представляющий собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара.

Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна.

В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:

а) высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;

б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%;

в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<CR-4<50% и 45%<CR-8<70%;

г) неконцентрированный рынок при CR-4<35% и CR-8<45%.

В соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» монополизированным признается рынок с долей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанной экономическими и/или организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов 65% и более.

В интервале между 35% и 65% использование доминирующего положения должен доказать ФАС РФ. Доля менее 35% как признак монополизации рынка не рассматривается.

Искать на сайте

Забавное фото

1302083615_1302026186_these_funny_animals_658_10.jpeg
Яндекс.Метрика