Концепции внешней экономической политики, фритредерство, протекционизм

Внешнеторговая политика представляет собой комплекс мер государственного воздействия по регулированию экспортных, импортных операций с целью повышения их экономической эффективности.

Данная цель достигается на основе выработанной государством концепции хозяйственного развития, которая призвана в рамках глобализированного мирового хозяйства обеспечивать приоритет национальных экономических интересов и национальной экономической безопасности.

Внешнеторговая политика может быть ориентирована на автаркию или опору на собственные силы, когда государство стремится не допускать отрицательного сальдо внешней торговли (экспорт меньше импорта). Оно осуществляет в этом случае жесткий контроль за движением товаров, услуг, капиталов при пересечении национальной таможенной границы.

Подобный курс зачастую напрямую связан с дефицитом на внутреннем рынке товаров и продуктов широкого потребления при усилении бюджетных затрат на военно-промышленную сферу. Широким слоям народа это объясняют обычно необходимостью поддержания высокой обороноспособности страны при постоянном возрастании угрозы из-за границы.

Характерным признаком данного рода концепции является приоритет импортных операций в системе внешнеторговых сделок. Это объясняется тем, что импорт восполняет дефицит национального производства того или иного товара или услуги, поскольку приобретение по импорту оказывается экономически более выгодным, чем производство внутри страны.

При такой ситуации значение экспорта низводится до уровня «источника валютных средств» для импорта. Отсюда экспорт в условиях автаркии практически подчинен задачам импортной политики. Вместе с тем фактически господствует «остаточный принцип» в отношении финансирования, кредитования и стимулирования экспортной деятельности в целом.

Это в конечном счете приводит к отсталой структуре внешней торговли, потере конкурентоспособности отечественный производителей на мировых рынках. Резко сокращаются инновации в реальный сектор и постепенно страна скатывается в разряд поставщиков сырьевой продукции или полуфабрикатов невысокой степени переработки.

Прямо противоположной концепцией внешней экономической политики является фритредерство. Оно сориентировано на максимальную либерализацию, на использование преимущественно тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, на минимизацию этих методов, на обеспечение полной свободы передвижения трудовых ресурсов, капиталов, товаров и услуг.

Реализуется курс на постепенное унифицирование на межгосударственном уровне норм, правил и условий деятельности на мировых рынках, на организацию взаимных инструментов (тарифных и нетарифных) регулирования инвестиционно-товарных потоков.

Политика свободной торговли лежит в основе создания различных региональных интеграционных объединений типа Европейского Союза, НАФТА (США, Канада, Мексика) и др.

Фритредерство рассматривает экспорт в качестве базовой составляющей хозяйственной деятельности отраслей, регионов, промышленных союзов и корпораций.

На уровне отдельной страны доля экспорта в объеме мирового экспорта считается репрезентативной характеристикой динамики национального воспроизводственного процесса, уровня взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов с партнерами из других стран, свидетельством национальной конкурентоспособности производителей, а следовательно одним из индикаторов прогнозирования тенденций экономического развития страны в целом.

Структура экспорта и динамика изменения объемов экспорта рассматриваются как важнейшие характеристики, показывающие место и роль страны в системе международного разделения труда, свидетельствующие об открытости национального хозяйства и эффективности государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность, о репутации и уровне участия страны в межгосударственном регулировании внешнеторговой сферы.

Стратегия экспортной экспансии в сферах и отраслях, где рейтинговые оценки международной конкурентоспособности довольно высоки, становится базовой составляющей внешнеэкономической политики государства. Ей подчинен весь арсенал политических и экономических инструментов, используемых при проведении внешней политики на мировой арене.

Внешнеторговая политика любого государства должна быть ориентирована на защиту интересов национального производителя и населения страны, на сохранение экологической безопасности и на обеспечение социального развития общества, должна обеспечивать должный контроль (и собираемость) за уплатой налогов и вывозом капитала за национальную границу.

Выгода от внешней торговли заключается в том, что кроме прочих, указанных выше факторов, она позволяет сравнивать экономические уровни стран, как бы стимулируя их развитие. При этом одни страны освобождаются от перепроизводства, другие получают внешний импульс для экономического прогресса. Любые, непросчитанные ограничения внешней торговли, отрицательно отражаются на экономике страны.

Инструментами государственного регулирования являются тарифные и нетарифные методы, а реализуют их соответственно уполномоченные государством организации или общественные образования.

Во внешнеторговой политике используются торговый режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим и протекционизм.

Режим наибольшего благоприятствования представляет собой обычный торговый режим, устанавливаемый на базе межгосударственных соглашений. Это делается, как правило, на двусторонней основе, когда страны при взимании таможенных пошлин используют базовые ставки таможенного тарифа.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте. Таможенная пошлина выполняет фискальную функцию. Она взимается при пересечении товаром национальной таможенной границы или в случае внешнеторговой сделки. В результате повышается цена импортируемого товара.

Протекционизм представляет собой систему мер по преимуществу нетарифного характера, но при использовании экономических механизмов регулирования внешней торговли. Эта система направлена на защиту национального рынка и производителя от конкуренции зарубежных производителей такой же или подобной продукции.

В условиях цивилизованного регулирования внешнеэкономической деятельности меры протекционизма, вплоть до введения монополии, устанавливаются на четко оговоренный страной с государствами-партнерами период.

Дополнительно получаемые средства от более высоких таможенных пошлин, направляются на поддержку тех производств, ради которых и вводятся меры торгового протекционизма. Сегодня торговый протекционизм широко используется многими странами. Отличительной чертой торгового протекционизма является использование преимущественно таможенных пошлин, тарифов и сборов.

Преференциальный режим определяется, как правило, на уровне ООН и его организаций по отношению к ряду экономически слаборазвитых, нуждающихся в поддержке стран.

Состав экономически слаборазвитых стран корректируется ежегодно и согласовывается с ВТО. В этом случает весь импорт остается беспошлинным для импортера либо применяется минимальная ставка таможенной пошлины (не выше примерно 5%).

Искать на сайте

Забавное фото

1301411271_overloaded_003.jpeg
Яндекс.Метрика