Логика взаимосвязи приватизации и национализации

Вместе с тем, как это ни парадоксально звучит, закрепление приватизационных тенденций органически сопряжено с диаметрально противоположной стороной правового регулирования отношений собственности – национализацией, а точнее, с законодательно закрепленными порядком и процедурами ее осуществления.

Логика данной взаимосвязи приватизации и национализации заключается в следующем:

Во-первых, осуществляя приватизацию, соответствующие государственные и муниципальные структуры вполне объективно не в состоянии предвосхитить во всех нюансах экономическую ситуацию и общественные потребности завтрашнего дня.

Во-вторых, в ходе самого процесса приватизации могут быть приняты не только скоропалительные, но и явно ошибочные решения, зачастую идущие вразрез с национальными интересами страны или явно носящие криминальный характер.

Наконец, в-третьих, любой потенциальный инвестор также должен просчитать свои риски, связанные с вероятностью и порядком отчуждения его капитала в случае национализации данного предприятия.

Отсутствие прозрачного законодательства, регламентирующего деприватизационные процессы, вполне естественно, усиливает предпринимательские риски и тем самым явно не стимулирует инвестиционную активность на внутреннем рынке страны.

В первом приближении можно утверждать, что национализация – это правовой акт, являющийся проявлением суверенитета государства, на основе которого осуществляется переход прав собственности частных лиц в собственность государства в целях обеспечения общенациональных интересов на условиях и в порядке, определяемых государством.

В современных условиях проведение национализации предполагает соблюдение определенных принципов. Таковы наличие общественного интереса, бессрочный характер, соблюдение процессуальных гарантий, обязательность возмещения стоимости имущества и других убытков.

Государство определяет время, форму и размер компенсации, устанавливает сроки и порядок ее выплаты. Оно определяет вопросы налогообложения и возможности вывоза компенсации за границу.

В ряде стран Запада компенсация, как правило, осуществляется ценными бумагами со сроком погашения до 50 лет.

Как экономическое, а не узко правовое явление, национализация далеко не ограничивается рамками изменений имущественных отношений частной собственности на экономические ресурсы в общественных интересах, осуществляемых на компенсационной основе.

В ее экономическом значении к ней относятся любые действия государства, направленные на расширение государственного сектора экономики. Это может быть покупка блокирующего, контрольного (частичная национализация) или полного пакета акций соответствующего предприятия. Возможно учреждение, строительство государственных предприятий в тех или иных отраслях и сферах производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Таковы основные составляющие государственного регулирования права собственности.

Искать на сайте

Забавное фото

1248802609_podborka_652_21.jpeg
Яндекс.Метрика