Механизм государственного регулирования макроэкономических факторов воспроизводства

Одной из актуальных проблем экономической науки является вопрос о механизмах государственного регулирования макроэкономических факторов процесса воспроизводства. Практически с точки зрения всех экономических течений, государство должно обеспечивать оптимальные условия конкуренции, участвовать в формировании рыночной инфраструктуры, влиять на среду внешнеэкономических связей.

В отношении государственного регулирования факторов, обеспечивающих ресурсную сторону процесса воспроизводства, единой позиции не существует.

С точки зрения экономистов, придерживающихся позиций неоклассической школы, государство не должно брать на себя функции прямого регулирования экономики и воздействовать на отдельные факторы процесса воспроизводства.

Идеальным регулятором всех экономических процессов она считает рынок. Задачи государства сводятся, таким образом, к созданию максимально благоприятных условий для обеспечения хозяйственной деятельности отдельных фирм.

Сторонники других экономических школ полагают, что рыночной экономике присущи часто возникающие диспропорциональные явления в сфере воспроизводства. В связи с этим необходимо частичное регулирование экономики. С этой целью необходимо оказывать влияние на рынок инвестиций и рынок труда.

Экономическая практика доказывает, что практически все страны вмешиваются в процесс макровоспроизводства, в частности, влияют на его ресурсную базу. Степень вмешательства государства определяется обычно конкретной экономической ситуацией и той экономической доктриной, которая в данный период господствует в стране.

В условиях переходной экономики влияние государства на хозяйственную жизнь страны должно быть более активным, чем в благополучной экономической системе. Элементы новой экономической формации не всегда возникают и нормально развиваются в условиях предшествующего экономического уклада.

Поэтому государство должно, как минимум, создавать благоприятные условия для эффективного формирования новой экономической системы. Переходный характер экономики требует более активного воздействия государственной власти на те макроэкономические факторы, которые обеспечивают ресурсную сторону данного процесса.

Как правило, движение от одной экономической формации к другой сопровождается структурной перестройкой экономики. В результате высвобождается часть рабочей силы, производственного оборудования, изменяется потребление природный ресурсов. У рыночных агентов при таких обстоятельствах обычно отсутствуют долгосрочные ориентиры, а горизонты планирования значительно сужаются.

Угроза выбытия из хозяйственного оборота в первую очередь возникает для тех секторов производства, которые могут давать отдачу только через большой интервал времени. Поэтому в наиболее сложном положении может оказаться сфера НИОКР и задействованные в ней люди, а также те сферы промышленного производства, которые требуют значительных капиталовложений в основной капитал и характеризуется длительным производственным циклом.

Государство должно препятствовать разрушению ресурсной основы этих важнейших секторов экономики. Восстановление разрушенного потенциала в таких областях в будущем окажется намного дороже тех затрат, которые необходимы сегодня на поддержание их работоспособного состояния.

Таким образом, в условиях переходной экономики государству необходимо взять на себя функции планирования долгосрочного развития страны и создания механизмов поддержки не только рыночной среды, но и всех тех отраслей, которые имеют стратегическое значение, но не могут адаптироваться к требованиям быстрой капиталоотдачи.

Создавать такие благоприятные условия государство может, воздействуя как косвенно (на условия хозяйствования в целом), так и непосредственно (избирательно влияя на отдельные факторы).

Искать на сайте

Забавное фото

1257368659_photopodborka_015.jpeg
Яндекс.Метрика