Механизм, методы и инструменты региональной экономической политики

Современная трансформация социально-экономической ситуации в регионах в кризисных условиях вносит радикальные перемены в механизме, методах и инструментах региональной экономической политики.

Создание и развитие ассоциаций субъектов Российской Федерации, их стремление проводить взаимосогласованную экономическую политику в крупных экономических районах представляет поиск новых форм разработки и эффективной реализации региональной экономической политики.

Идет медленный, противоречивый, порой мучительный процесс формирования нового механизма региональной экономической политики.

Федеральный центр всей совокупностью методов и инструментов региональной экономической политики призван обеспечивать ее действенность, целенаправленность, эффективность, взвешенность, обоснованность, справедливость.

Региональные органы власти с учетом особенностей территориального развития должны обеспечивать ее эффективность, направленность на структурные и институциональные преобразования, на повышение уровня и качества жизни населения.

Каждое из этих направлений региональной экономической политики располагает определенным набором методов и инструментов. Они могут быть как общими, так и специфическими. Их совокупность должна быть направлена на решение задач территориального развития.

Обеспечение экономического роста требует целенаправленного сочетания централизованных и децентрализованных управленческих воздействий на воспроизводственный процесс. При формировании механизма государственного регулирования необходимо учитывать развитие самостоятельности регионов и их стремление к кооперации в решении социально-экономических вопросов.

При этом взаимодействие органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления призвано ориентироваться на стабилизацию экономики и экономический рост на основе обеспечения сбалансированности развития экономик регионов, сведения к минимуму существующего неравенства между ними, мешающего социально-экономическому развитию территорий и страны в целом. Крайне необходимо также наиболее эффективно использовать имеющиеся в регионах природные, материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы.

Такой подход позволяет реализовать как общегосударственные, так и локальные (региональные, местные) задачи. Среди общегосударственных задач в качестве основных следует выделить укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности страны, формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры.

Важно добиваться сокращения чрезмерно глубоких различий между уровнями развития регионов, эффективного функционирования рыночного механизма межрегионального сотрудничества. Существенное значение имеет целенаправленное решение социально-экономических проблем, с которыми не в состоянии эффективно справиться рыночный механизм.

На региональном и муниципальном уровнях стоят проблемы регулирования ряда социально-экономических процессов. Речь идет о развитии собственной экономической базы территорий, обеспечении комплексности и рациональной структуры их экономики, о формировании региональных и межрегиональных рынков, повышении уровня жизнеобеспечения населения.

Механизм взаимодействия органов власти и управления на уровне федеральных округов, регионов и муниципальных образований строится на использовании организационно-правовых, административных и экономических методов регулирования. Он предполагает как вертикальные, так и горизонтальные взаимоотношения между уровнями власти и хозяйствующими субъектами.

Цель таких взаимосвязей — создание необходимых возможностей для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов регионального хозяйства, обеспечение устойчивого экономического развития регионов в рамках международного и внутрироссийского разделения труда, обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения. Приоритеты данного механизма определяются особенностями экономики регионов, их местом в системе территориального и отраслевого разделения труда, специализацией производства, потребностями хозяйства и населения.

Регулирование территориального развития должно руководствоваться стратегией социально-экономического развития регионов.

В качестве рычагов могут быть использованы как традиционные (административные, бюджетные, налоговые, денежно-кредитные и т. д.), так и специфические методы и инструменты.

Ряд мер воздействия предусмотрен в межрегиональных и региональных программах, долгосрочных планах-прогнозах, в экономических соглашениях, заключенных на разных уровнях управления, но затрагивающих интересы конкретной территории. При этом могут использоваться как прямые, так и косвенные методы воздействия.

Механизм, методы и инструменты региональной экономической политики во многом связаны со спецификой бюджетного устройства региона и перераспределением части средств в его территориальные звенья. Немаловажна и роль экономической базы хозяйственной территории.

Формирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства является важным элементом в системе государственного регулирования экономики.

Искать на сайте

Забавное фото

1311771908_pod_36.jpeg
Яндекс.Метрика