Место маркетинга в промышленной политике России

Товарная специализация есть изменяющаяся под воздействием рынка и развития технологий оптимальная совокупность товаров и услуг, производителями которых являются отечественные промышленные предприятия. Она устанавливается и корректируется потребностями рынков, проводится в жизнь на основе маркетинговой стратегии с учетом спроса и предложения, технологических возможностей его эффективного удовлетворения.

Уровень качества продукции и цен существенно меняется в зависимости от технологической базы производителя.

Поэтому товарная специализация промышленности представляет собой некоторый установленный на основе маркетинговых исследований относительный оптимум, отражающий максимальные объемы реализации товаров на внешних и внутренних рынках при высокой рентабельности их производства и выигрыша в конкурентной борьбе.

Место маркетинга в промышленной политике России приведено на рисунке 1.

Рисунок 1. Организация маркетинговой системы промышленности

Уровень требований к конкурентоспособности, потребительским свойствам и ценам товаров во многом зависит от характера рынка. Поэтому, все товары подразделяются на определенные группы.

К первой относят товары, конкурентоспособные на мировом рынке, ко второйтовары, конкурентоспособные на рынке СНГ. В третью группу обычно включают продукцию, обеспечивающую внутренние потребности страны. По качеству она незначительно уступает мировому уровню, но в случае модернизации производства способна соответствовать ему. К четвертой категории принадлежат изделия, предназначенные для внутреннего регионального массового потребления, а также нетранспортабельные.

Товары, не попадающие ни в одну из групп, неконкурентоспособны ни на одном из рынков. Их выпуск не имеет экономических перспектив и должен быть прекращен. Потребность в таких товарах лучше удовлетворять за счет экспорта, но его удельный вес не может превосходить некоторое пороговое значение, за пределами которого может быть нарушена экономическая безопасность страны.

В случае такого нарушения государство обязано принять меры к изменению структуры промышленного производства. Величина порогового значения варьируется в зависимости от товара. Например, считается, что импорт продовольствия не может превышать 30% общего объема потребления.

Указанные рынки существенно различаются емкостью и реальными возможностями входа в них, требованиями к качеству и потребительским свойствам товаров, уровнем потребительских и оптовых цен с учетом транспортных расходов и других издержек обращения, возможностями регулирования товаропотоков, эффективностью для товаропроизводителя с учетом объемов сбыта.

Конкурентоспособность товаров определяется рядом факторов. Во-первых, товары должны быть приемлемого для потребителя качества. Во-вторых, цена обязана не погашать, а стимулировать увеличение спроса. В-третьих, ассортимент и объем выпуска должны соответствовать запросам покупателей.

В современных экономических условиях российские предприятия самостоятельно выходят на каждый из рынков. Правительство же экономическими методами (через государственный заказ, инвестиции, налоговые льготы и т.д.) призвано регулировать производство и реализацию конкретных товаров.

При этом ему надлежит исходить из требования максимизации социально-экономических результатов, т. е. удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей общества, организации эффективного экспорта, удовлетворительного наполнения государственного бюджета за счет налоговых отчислений и прибыли от государственной собственности.

Следует отметить, что одной из основных причин экономического кризиса в нашей стране оказалась низкая конкурентоспособность отечественной продукции не только на внешних, но и на внутреннем рынках.

Как правило, предприятия, производящие такую продукцию, имеют устаревшую материальную базу и находятся в тяжелом финансовом положении.

Основная масса этих предприятий (по нашим данным, более 60%) нуждается в мерах поддержки (или банкротстве при невозможности экономического оживления). Кое-что следовало бы изменить в механизме внешнеэкономического регулирования. Дело в том, что импортерам предоставлены на внутреннем рынке большие льготы. Это сделало товары российских товаропроизводителей неконкурентоспособными, что никак не оправдано ни в экономическом, ни в социальном аспектах.

В период экономического кризиса инвестиционные возможности субъектов рынка и государства достаточно ограничены. Поэтому первостепенное значение приобретают целенаправленные меры экономического стимулирования и инвестирования производства, развития финансово-кредитной системы в интересах реального сектора экономики. При этом государство, как правило, не осуществляет прямых производственных инвестиций.

В соответствии с Налоговым кодексом разрешено государственное бюджетное кредитование производственных объектов на возвратной основе. Но государственное бюджетное кредитование стремится сохранить и увеличить налоговые поступления в бюджет от деятельности предприятий, что свидетельствует об ограниченности мер по снижению налогового бремени.

Поэтому основное значение придается средствам, способствующим мобилизации внутренних ресурсов хозяйствующих субъектов, т. е. расширению собственных инвестиций, использованию производственных кредитов, увеличению сбыта продукции и др.

Искать на сайте

Забавное фото

1301839140_podb_34.jpeg
Яндекс.Метрика