Для реализации политики цен необходимо умело использовать разнообразные методы государственного регулирования цен, которые выработаны и проверены на практике как в нашей стране, так и за рубежом. Какие это методы?
К методам государственного регулирования цен можно отнести: статистическое наблюдение и прогноз динамики цен, изменения их уровней, соотношений, структуры.
Статистикой выработаны разнообразные методы мониторинга цен. Таковы индексы различных видов цен, паритеты (соотношения) разных видов цен, в различных регионах страны и в разных странах, структура цен по их основным элементам, выборочные обследования отдельных видов цен или цен на отдельных рынках и т.п.
Показатели статистики цен регулярно публикуются в статистических сборниках, они помогают выявлять тенденции динамики цен и своевременно вырабатывать меры против негативных тенденций. Динамика цен служит своеобразным барометром экономической погоды.
Сложнее обстоит дело с прогнозированием цен. Им занимаются все — от покупателей конкретных товаров и услуг до их производителей, проектировщиков, банков, государственных органов. Однако успехи в этом деле невелики, цены нередко осуществляют неожиданные повороты, непредсказуемые сдвиги, что связано с колебаниями конъюнктуры внутренних и внешних рынков и факторов, которые эти колебания определяют.
Однако без прогноза динамики цен невозможно разработать достоверный долгосрочный, среднесрочный прогноз или стратегический план социально-экономического развития страны и ее регионов, обосновать инвестиционную программу или проект, определить перспективы социальной политики.
Поэтому прогнозы цен должны стать непременной составной частью системы прогнозов, разрабатываемых в соответствии с федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Законодательное регулирование ценообразования и политики цен является важнейшим элементом государственного воздействия на цены.
В законодательном порядке должны быть определены основные категории этой сферы деятельности, виды цен, образующих единую систему, порядок формирования цен, цели и методы государственной политики цен, принципы деятельности осуществляющих эту политику государственных органов, санкции, применяемые при нарушении законодательства.
Отдельные вопросы ценообразования и государственного регулирования цен рассматриваются во многих законодательных актах.
Использование дифференцированных методов государственного регулирования цен в различных отраслях и сферах. Здесь неприменимы единые шаблонные схемы, нужен конкретный подход, учитывающий специфику отдельных видов деятельности.
В наиболее прямой и открытой форме такое регулирование должно осуществляться в государственном секторе экономики и применительно к деятельности естественных монополий. Возможны методы даже прямого установления цен и тарифов, определения предельного уровня цен.
В меньшей мере требуется государственное вмешательство в ценообразование в сфере деятельности малого и среднего бизнеса, в розничной торговле и в реализации бытовых услуг, в научно-технической сфере.
При разработке и реализации мер государственного регулирования цен крайне важен профессионализм государственных служащих.
Ценообразование — одна из самых сложных областей экономической деятельности, и государственное воздействие на эту область должно осуществляться на профессиональной, квалифицированной основе, при ясном понимании всех предпосылок и последствий принимаемых мер. Поверхностный подход, непрофессионализм, ошибки, как показал опыт 90-х гг., могут принести непоправимый, долговременный ущерб.
Поэтому нужно обучать всех госслужащих вопросам ценообразования и политики цен, а также готовить по этим вопросам специалистов, которые профессионально занимаются этой деятельностью в государственных органах ценообразования.