Международные договоры во внешнеэкономической сфере

Рассмотрим виды и состав международных договоров во внешнеэкономической сфере.

Для унификации процесса урегулирования правовых проблем стали разрабатываться и заключаться международные двусторонние и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствующих субъектов различных стран.

При этом международные договоры отклассифицированы и по принципу нормативного (обязательного) и факультативного (добровольного) характера.

Их можно сгруппировать и по предмету регулирования.

К числу международных договоров нормативного характера к операциям купли-продажи товаров относятся следующие:

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980). Применяется при заключении договоров между коммерческими предприятиями из различных стран-участниц Конвенции, но лишь когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства. Ее положения легко адаптируются к различным потребностям сторон. Она не применяется при реализации товаров личного пользования, на аукционах, в порядке исполнительного производства, при продаже фондовых бумаг, акций, судов водного и воздушного транспорта и на воздушной подушке, при продаже электроэнергии. Россия присоединилась к Конвенции в сентябре 1991 г.

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йоркская Конвенция, 1974г.). Срок исковой давности установлен в 4 года. СССР подписал эту Конвенцию, но Россия ее пока не ратифицировала.

Протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол, 1980 г.) Цель его — привести в соответствие Нью-Йоркскую Конвенцию Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на момент его заключения находились в договаривающихся государствах или было применимо право договаривающегося государства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему не присоединялась.

Конвенция о праве, применимом к договорам купли-продажи товаров от 15 июля 1955 г. (Гаагская Конвенция, 1955). Среди участников (Россия в их состав не входит) применяется право продавца.

Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992). Участники Соглашения — Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. Применимо для компаний всех форм хозяйственной собственности. Стороны свободны в выборе предмета сделки, в определении обязательств и других условий, за исключением поставок товаров по межгосударственным соглашениям.

Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР (ОУП СССР-КНР, 1990). Вступили в силу с 1.07.1990 г. Россия является правоприемником СССР. Соглашение подробно регламентирует условия поставок, включая базисные условия, сроки, качество и количество, техдокументацию, гарантии, платежи, санкции, претензии и арбитраж.

Существуют международные договоры о лизинге и факторинге.

Конвенция о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. (Оттавская Конвенция, 1988). Разработана в рамках Международного института унификации частного права (УНИДРУА), подписана 13 государствами, вступила в силу 1 мая 1995 г. лишь в отношениях между Италией, Францией и Нигерией. Поручение президента Российской Федерации от 19.09.94 о присоединении к этой Конвенции не реализовано до настоящего времени.

Конвенция о международном финансовом представительстве (факторинге) от 28 мая 1988 г. Подписана 15-тью странами, из которых лишь Франция ее ратифицировала, а для вступления ее в силу необходима ратификация минимум трех стран. Представитель СССР участвовал в разработке ее положений.

Действуют также международные договоры по промышленной собственности.

Парижская Конвенция по охране прав промышленной собственности, 1983. В ее состав входят 106 стран. СССР присоединился с 1.07.1965 г., а ее Стокгольмский текст ратифицировал 19.09.1968 г. Принцип Конвенции состоит в том, что она предусматривает национальный режим охраны прав промышленной собственности, а также «конвенционный приоритет». Суть его в том, что заявка на патент в одном из государств дает право подачи аналогичной заявки в других странах-участницах Конвенции. Для патентов установлен срок 12 месяцев, для товарных знаков — 6 месяцев.

Мадридское Соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. Всего участвует 25 стран. СССР присоединился в 1976 г.

Существует ряд конвенций по международному арбитражу.

Особое значение в регулировании внешнеэкономической деятельности имеют международные и российские правила налогообложения внешнеторговых сделок.

Следует обратить внимание на ратифицированные соглашения об избежании двойного налогообложения, более чем с сорока государствами, на изменения правил в связи с вступлением в силу второй части Налогового кодекса (в части экспортной деятельности), на возникновение ответственности бюджета перед налогоплательщиком за несвоевременный возврат сумм по налогу на добавленную стоимость.

Говоря о правовом регулировании внешнеэкономической деятельности, следует особо подчеркнуть необходимость снижения технических барьеров на участие в ней российских регионов и развития внешнеэкономического сотрудничества на межрегиональном уровне.

Этому призван содействовать Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 1999 г. Он четко регламентирует права и обязанности регионов, органов власти на местах, учитывает стремление к повышению региональной самостоятельности, но одновременно и назревшую необходимость усиления координации внешнеэкономической деятельности в масштабе всей страны в интересах государства в целом.

В этой связи признано целесообразным усилить информационно-аналитическое обслуживание межрегионального сотрудничества, формировать сеть деловых бизнес-центров, способствующих на правовой основе реализации всего цикла внешнеэкономической сделки, активизировать роль торговых представительств за рубежом в части информационного обслуживания и оказания непосредственного содействия в развитии кооперационных связей, учреждать совместные предприятия на основе непосредственного участия в их работе представителей регионов.

Искать на сайте

Забавное фото

1250100564_podborka_663_112.jpeg
Яндекс.Метрика