Модернизация образования и стратегия реформирования здравоохранения

Модернизация образования

Образование играло и играет исключительно важную роль в жизни общества, развитии экономики, особенно в эпоху информатизации и глобализации.

На него возлагается большая надежда в обеспечении успеха всех реформ, укреплении национальной безопасности, в модернизации общества и экономики, выходе в ряд государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. В этих целях намечено осуществить модернизацию самого образования.

Выделяются три направления модернизации образования. Обновление содержания образования, повышение его качества выдвигается на первый план. В итоге должен быть осуществлен переход на систему показателей качества и стандартов образования всех уровней, сопоставимую с мировой.

Однако этому должен предшествовать длительный (пятилетний) эксперимент в ряде регионов и только по его итогам будет принято окончательное решение. Лучшие достижения отечественной школы образования должны сохраниться и развиваться дальше.

Формирование эффективных механизмов передачи своеобразного социального заказа системе образования — одно из важнейших направлений. Основная часть потоков средств в образовании будет основываться на персонификации бюджетного финансирования, когда деньги в размере норматива финансирования на одного ученика должны идти за учеником, т. е. направляться на финансирование той школы, куда поступил ученик.

Это делает более открытой и, предполагается, эффективной для граждан и семей возможность самофинансировать, дополнять своими ресурсами закрепленные за ними бюджетные средства. Прогнозируется, что по мере роста доходов к 2010 г. доля семей, инвестирующих денежные средства в образование увеличится до 40—45% (в 2000 г., она по расчетам разработчиков «Стратегии развития...», составляла 25—30%). Ожидается, что по мере оживления и роста реального сектора экономики и предоставления налоговых льгот возрастут средства предприятий на оплату образовательных программ.

Расширение участия государства и общества в управлении образованием (образовательными организациями) — третье направление модернизации образования. Государство должно активно участвовать в управлении и финансировании потребностей школ, обеспечивать широкий доступ учащихся к знаниям на бесплатной основе.

Вместе с тем будут использоваться возможности предприятий, семьи для улучшения образовательного процесса и подготовки нужных кадров. В этих целях предусматривается развитие системы попечительских советов, фондов поддержки образования, намечается создание системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.

Необходимо также создать условия, прежде всего, налоговые, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.

Система образования должна учитывать предстоящие резкие демографические изменения. В период 2001—2008 гг., произойдет резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе (с 21 млн в 2000 г. до 14 млн). С 2008 г. этот процесс затронет и высшие учебные заведения. Такая демографическая ситуация требует, чтобы модернизация общеобразовательной школы была завершена в основном к 2009 г.

Стратегия реформирования здравоохранения

Стратегической целью политики государства в сфере здравоохранения должно быть улучшение здоровья населения. За годы предшествующих реформ (90-е гг.) состояние здоровья населения ухудшилось. И хотя не все здесь зависело от здравоохранения, положение в этой отрасли значительно усложнилось. Медицина стала фактически платной для населения и недоступной для его значительной части, особенно живущей за чертой бедности.

Реформирование здравоохранения включает следующие компоненты. Планируется повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения (после ее резкого ухудшения в 90-х гг.). Намечено создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых населением и работодателями в улучшение состояния здоровья.

Другими словами, население в большей степени должно само заботиться о своем здоровье. Предполагается создание условий и стимулов для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения.

Важное место в намеченной системе мер отводится переходу на подушной принцип финансирования здравоохранения. Реализация этого принципа предусматривает утверждение на уровнях федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления соответствующих душевых нормативов финансирования здравоохранения.

Этот же принцип предусматривает внедрение механизма выравнивания финансовых условий реализации, программы государственных гарантий между субъектами Российской Федерации и между муниципальными образованиями в рамках каждого субъекта Российской Федерации.

Искать на сайте

Забавное фото

1244314812_podborka_616_06.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика