Использование налогов как инструмента стимулирования инвестиционной активности предприятий является одним из наиболее действенных механизмов оживления национальной экономики.
Из трех основных факторов производства (земля, труд, капитал) в формировании доходной части консолидированного бюджета несопоставимо большую роль играет налогообложение фонда оплаты труда.
Сохранение такого положения дел не только не содержит действенных стимулов к расширению производства, но и может обострить ситуацию на рынке труда. Ведь вкладывая средства в создание новых рабочих мест, предприниматель вынужден считаться с необходимостью выплаты налогов в размере, сопоставимом с величиной зарплаты наемного работника.
Помимо проводимого в настоящее время реформирования налогообложения фонда оплаты труда (отказ от пропорциональной шкалы НДФЛ, снижение ставок отчислений в социальные фонды), действующим законодательством предусмотрена инвестиционная льгота по налогообложению реинвестируемой прибыли.
При этом не допускается сокращение налогооблагаемой базы более чем в два раза (при большем объеме инвестиций налоговая льгота переносится на следующие налоговые периоды).
Острота проблемы налоговой реформы объясняется тем, что, с одной стороны налоговое бремя необходимо снизить с целью оживления инвестиционной активности в реальном секторе экономики, а, с другой, — его снижение приведет к эрозии текущих бюджетных поступлений и неизбежно усилит социальную напряженность.
В этих условиях один из возможных подходов состоит в переносе центра тяжести налогового бремени со сферы материального производства на сферу потребления.
Другое направление реформирования налоговой системы состоит в создании условий, при которых частный сектор экономики сможет с помощью государства сам заработать право на снижение налогового бремени.
Механизм государственного регулирования и использование налогов как инструмента стимулирования инвестиционной активности предприятий означает использование регрессивной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов рынка.
С одной стороны, он создает дополнительные стимулы оживления их инвестиционной активности, а, с другой, — способствует запуску механизма «инвестиционного мультипликатора» за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий.
Применение подобного инструментария (с определенными модификациями) апробировано в Вологодской области. Оно означает практическую реализацию принципа: «Предприятие может заработать право на снижение налогового бремени, а государство должно ему в этом помочь».
Здесь имеет место развитие традиционных подходов по освобождению от налогообложения реинвестируемой части прибыли или широко применяемого в странах с развитой рыночной экономикой механизма инвестиционных надбавок, состоящего в снижении подоходного налога на корпорации в размере 6-8% инвестиционных затрат.
Поощрение инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно и на основе дифференцированного налогообложение их имущества. Цель подобного подхода заключается в стимулировании улучшения технологической структуры основных фондов.
Дело в том, что в России в отличие от промышленно развитых стран чрезмерно высока доля пассивной части основных фондов (зданий, сооружений и т.д.), обслуживающей процесс производства. Соответственно низка доля активной части основных фондов (машины, оборудование и т.д.), принимающих в производстве непосредственное участие.
Суть дифференциации налогообложения имущества предприятий сводится к следующим моментам. Предоставляются налоговые каникулы по уплате данного налога при внедрении инновационных технологий с целью создания условий для повышения конкурентоспособности производственного аппарата.
Такой подход должен распространяться только на активную часть основных фондов. Применяются пониженные ставки налогообложения в отношении активной части основных фондов, находящихся в эксплуатации. Используются повышенные ставки налога в отношении находящихся на балансе физически и морально изношенных основных фондов, что поощряет их списание.
Повышенные ставки налога распространяются и на непроизводственную часть имущества предприятий (санатории, машины, яхты и т.д.) с целью противодействия отвлечению финансовых ресурсов от производственного инвестирования.
Таким образом, использование налогов как инструмента стимулирования инвестиционной активности предприятий позволяет государству оказывать значительное влияние на динамику экономического развития страны.