Необходимость и пределы государственного воздействия на цены

Цены — самый сложный и деликатный объект государственного регулирования. В стране ежедневно осуществляются десятки миллионов сделок купли-продажи товаров и услуг.

Цены позволяют согласовать противоречивые интересы продавцов и потребителей, обеспечить необходимые экономические условия их функционирования и процесса воспроизводства.

Сколько бы ни нанимали чиновников, они не в состоянии уследить за каждой конкретной сделкой. Ведь каждый чиновник имеет свои собственные интересы, и его вмешательство в повседневную экономическую жизнь откроет простор для произвола и коррупции. Это предопределяет целесообразность изучения необходимости и пределов государственного воздействия на цены.

Не лучше ли предоставить возможность покупателям и продавцам самим определять цены, и пусть в конкурентной борьбе выживают сильнейшие — на благо общества? Такой концепции придерживаются и такую политику проводят те, кого Джордж Сорос назвал «рыночными фундаменталистами», ратующими за полное саморегулирование рынка и сведение места государства в экономике к роли «ночного сторожа» или в лучшем случае судьи на футбольном поле, который наблюдает за соблюдением игроками установленных правил игры, но сам в игре не участвует.

Однако при зрелом размышлении и анализе хозяйственной практики обнаруживается, что эта концепция ошибочна и может привести (как это показал недавний опыт России и других постсоветских стран) к весьма опасным для общества последствиям. Это связано с тем, что масштабы и интересы общества и рынка далеко не совпадают.

Во-первых, экономику любой страны можно представить в виде трехсекторного круга.

В одном, преобладающем секторе господствуют рыночные отношения, продавцы и покупатели продают друг другу товары и услуги по ценам, которые уравновешивают их интересы, и государству здесь не стоит вмешиваться в повседневную практику формирования и изменения цен, наблюдая за соблюдением агентами рынка установленных законом общих правил.

Другой сектор — нерыночный сектор, но имеющий важнейшее значение для существования и развития общества. Это фундаментальная наука, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, экология, наконец, армия, органы правопорядка. Организациям этой сферы нечего продавать, они предоставляют свои услуги конечным потребителям, как правило, бесплатно. Но они получают бюджетную поддержку, используют цены для приобретения необходимых им товаров. Государство должно влиять на уровень цен для этой сферы, обеспечивающий возможность ее функционирования.

Существует и третий, инновационно-стратегический сектор. Государство обязано поддерживать крупные инновации и стратегические сдвиги в интересах настоящего и будущего поколений, повышать конкурентоспособность экономики в целом.

Крупные инновации обходятся недешево и на первых порах приносят убытки. Если все затраты по разработке и производству принципиально новой продукции включать в цену, покупатели не станут приобретать такую продукцию. Если возложить эти затраты на производителя, то он не станет выпускать приносящие убыток изделия. Государству нужно использовать методы прямой и косвенной поддержки инновационных прорывов, которые затем приносят плоды как товаропроизводителям, так и обществу в целом.

Во-вторых, только абстрактно можно предположить, что на рынке все продавцы и покупатели равны, что в свободной конкурентной борьбе они определяют уровень цен.

В действительности агенты рынка неравны, совершенной конкуренции ни в одной стране, а тем более на мировом рынке не существует. Более сильный диктует слабому выгодную для себя цену, стремясь получить сверхприбыль.

В любой экономике существуют монополии, теневой сектор. Условия торговли на мировом рынке диктуют транснациональные корпорации. Если предоставить процесс ценообразования рыночной стихии — алчности монополий и ТНК не найдется предела, большинство общества понесет потери.

Поэтому государство призвано с помощью антимонопольного законодательства и других мер ограничивать своекорыстие монополистов, обеспечивать примерно равные условия для конкуренции, ограждать интересы слабых.

В-третьих, государство само является собственником предприятий, фирм, акционерных обществ и участником рыночной игры. Ему принадлежат стратегические унитарные предприятия, недра, основная часть земельных, лесных и водных ресурсов, организации науки, культуры, образования, здравоохранения.

Государство несет ответственность за функционирование таких организаций, за сохранение и воспроизводство (в экономическом смысле) природных ресурсов. Государство устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном счете включаются в цены, влияют на их уровни и соотношения.

Следовательно, государство не остается бесстрастным наблюдателем и судьей на экономическом поле. Оно само непосредственно участвует в процессах ценообразования, вырабатывает и проводит в жизнь государственную политику цен.

Однако это участие должно иметь определенные пределы. Практика планового ценообразования, когда государственные органы централизованно устанавливали миллионы цен и пытались контролировать их соблюдение, себя не оправдала. Она сковывала инициативу руководителей предприятий, затрудняя реакцию на изменения конъюнктуры рынка. Вмешательство государства в ценообразование должно быть ограниченным, регламентироваться законом.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861617_pod_75.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика