Ограничения на права собственности

Государственному регулированию подвержено не только право собственности, но в еще большей мере ее содержательные моменты социально-экономического характера, что вызывает появление различных ограничений на права собственности.

В данном контексте следует рассматривать такие ограничения, накладываемые государством на собственника капитала (ограничения на права собственности) в ходе его предпринимательской деятельности, как законодательно закрепленная продолжительность рабочего дня, требования к условиям труда и технике безопасности, обязательное соответствие применяемых технологий экологическим нормативам.

Государство требует также соблюдения международных стандартов качества товаров и услуг, производимых и реализуемых на соответствующих рынках, а также их непосредственно потребительской направленности. Оно вводит жесткую регламентацию землепользования собственниками в соответствии с земельным кадастром, а при эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения предписывает иметь документально подтвержденную профессиональную подготовку в области сельскохозяйственного производства.

Даже в «самых чистых» капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности.

Например, люди не являются полностью свободными в использовании своей собственности в соответствии со своими желаниями. Так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.

С нынешними основаниями к таким ограничениям следует отнести практику регулирования доходов и регламентирования управленческой деятельности (управленческих возможностей) собственника, вытекающую из концепции социального партнерства.

Прежде всего, это относится к обязательности заключения генеральных тарифных соглашений между союзами работодателей (предпринимателей) и соответствующими профессиональными структурами, представляющими наемный труд.

В соответствии с заключенным соглашением предприниматель не может оплачивать труд определенной профессии и квалификации ниже оговоренного в нем уровня.

В число ограничений входят и все действия государства в рамках выполнения им социальной функции перераспределения дохода и богатства, осуществляемого за счет прогрессивного налогообложения, с одной стороны, и социальных трансфертов для малоимущих – с другой.

Считается, что разрыв денежных доходов 20% самых богатых и самых бедных слоев населения не должен превышать 12-тик-ратной величины. Превышение этого предела, как правило, сопряжено с серьезной социально-политической дестабилизацией общества.

Именно этот факт далеко не в последнюю очередь и вызвал необходимость перераспределения доходов и богатства.

Об этом свидетельствует, в частности, практика регулирования соответствующих процессов в США.

К примеру, в восьми десятые годы без учета государственного регулирования доходы 20% самых богатых были бы в 52,4 раза выше чем 20% самых бедных. С учетом же государственного воздействия (т.е. после вычета налогов и включая трансфертные платежи) разрыв оказался ниже, составив 9,7 раза.

И это при том, что, как свидетельствуют К. Макконнелл и С. Брю, «в США доход распределяется менее равномерно, чем в большинстве других промышленно развитых стран».

К примеру, если в США на 20% самых богатых приходилось 43,7% доходов, а на 20% самых бедных – 4,6%, то в Швеции соответственно 37,5 и 12,3%.

Наконец, ограничения на монополию собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом накладываются и через законодательно закрепленную в некоторых странах Запада практику обязательного участия представителей наемных рабочих в управлении предприятием.

Лица наемного труда и профсоюзы наделены широкими правами по участию в принятии решений по социальным, кадровым, а также экономическим вопросам.

Искать на сайте

Забавное фото

1301839140_podb_34.jpeg
Яндекс.Метрика