Оценка и обеспечение уровня экономической безопасности

Рассмотрим особенности оценки и обеспечения уровня экономической безопасности.

Динамичность экономических отношений ориентирует на использование в экономической политике показателей, характеризующих темпы развития. Важным компонентом такого анализа становятся соотношения прироста ВВП на душу населения с приоритетными характеристиками активной хозяйственной деятельности.

Поэтому направления экономической политики государства при его регулирующей роли становятся определяющими факторами, а численные характеристики хозяйственной деятельности — показателями экономической безопасности.

Оценка уровня экономической безопасности достигается путем сопоставления параметров фактического состояния или прогноза социально-экономического развития на выбранный период времени со значениями индикаторов. При анализе и подведении итогов хозяйственной деятельности определяется достигнутый уровень экономической безопасности, а в прогнозных оценках — вероятный на предстоящий период.

При этом каждый параметр социально-экономического развития характеризует ситуацию в определенной сфере экономики. Поэтому оценка уровня экономической безопасности может проводиться по каждому направлению хозяйственной деятельности, так и по экономике страны в целом.

Сопоставление со среднемировыми или с данными о состоянии экономики определенных государств (например, промышленно развитых) используется при выборе направления экономической политики в целях обеспечения экономической безопасности.

Обеспечение должного уровня экономической безопасности, опирающегося на темпы экономического роста, зависит от размеров и условий вмешательства государства в экономические процессы. Именно регулирующая роль государственных институтов управления становится важным аргументом принятия решений по защите национальных экономических интересов как основополагающая задача обеспечения экономической безопасности страны.

На основе сформулированных национальных интересов в области экономики и количественных параметров экономической безопасности определяются приоритеты экономической политики, а также в случае необходимости разрабатываются целевые программы по решению отдельных проблем обеспечения экономической безопасности страны.

От эффективности и жизнеспособности государственного механизма регулирования в значительной степени зависят другие параметры экономической безопасности, лучше поддающиеся структурированию и измерению: качество жизни, реализация экономического суверенитета, поддержание экономической и деловой активности, решительное пресечение противоправных и наносящих ущерб обществу действий.

Преступность, криминализация общественных отношений представляет реальную угрозу для государства и общества. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества стали объективными факторами, способствующими росту преступности и коррупции.

Опасность заключается в образовании криминально-синдикалистской экономики со всеми присущими ей атрибутами: коррупция, монополизм в приоритетных сферах хозяйствования, насилие, безнаказанность за совершаемые противозаконные действия.

Активное противодействие организованной преступности должно стать приоритетным направлением стратегии национальной безопасности. Реализация ее положений может быть достигнута мерами политического, экономического, правового и организационного характера.

Объединение политической воли руководителей государства, целенаправленных действий законодательных и исполнительных органов государственной власти всех уровней и общественности способно подорвать экономические основы криминальной среды и обеспечить оперативную разработку лидеров организованных преступных формирований.

Важным направлением деятельности по обеспечению экономической безопасности стало противодействие отмыванию преступных доходов. Их наличие свидетельствует, что в свое время не были раскрыты преступления, которые порождали эти доходы. Тем не менее, пресечение отмывания преступных доходов и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, мера весьма необходимая для стабильного функционирования экономики страны.

Сложность ситуации в том, что криминальное искажение системы денежных и товарных потоков и концентрация преступности в отдельных регионах ставят под угрозу экономическую безопасность и целостность страны.

Истории человечества известны только два пути решения этой задачи. Либо всеподавляющая центральная власть, либо придание реальной силы либеральному демократическому законодательству.

Возможности последнего пути решения данной проблемы в России могут окрепнуть лишь по мере оживления производственного сектора экономики. Дело, в частности, в том, что в сфере материального производства неудобнее, труднее воровать, чем в сфере обращения. Поэтому промышленность фактически гораздо менее криминализована, чем финансы и торговля.

Восстановление подобающего веса материального производства в экономической системе естественным образом создает объективное основание для сталкивания криминального сектора экономики вниз от порогового уровня жизнеспособности национальной экономики.

Большинство вызовов и угроз — как актуальных, так и потенциальных может быть нейтрализовано или ослаблено путем разработки средств преодоления кризисных явлений, укрепления государственных институтов, а также путем проведения эффективной экономической политики.

Искать на сайте

Забавное фото

1302792638_pod-_58.jpeg
Яндекс.Метрика