Перспективы развития экономических связей и сотрудничества между странами СНГ

Россия проводит политический курс, направленный на расширение и углубление экономических связей со странами СНГ.

Договорно-правовая основа этих связей достаточно проработана в тех случаях, когда речь идет о двусторонних отношениях. Участие в многосторонних соглашениях стран СНГ до сих пор, к сожалению, трудно назвать эффективным и успешным.

Это объясняется прежде всего недостаточной проработанностью механизма выполнения таких соглашений, особенно, по вопросам, относящимся к сфере валютно-финансовых и кредитных операций. Эта совокупность вопросов может характеризоваться как наиболее уязвимая и в системе двусторонних отношений России со странами СНГ в рамках, как зоны свободной торговли, так и Таможенного союза.

В России вопросами отношений в рамках СНГ занимается Министерство экономического развития РФ. К положительным результатам работы специалистов этого министерства следует отнести их вклад в подготовку и оформление всей совокупности сегодняшних соглашений и других правовых документов, касающихся взаимоотношений России со странами СНГ.

В то же время обращает на себя внимание отсутствие специальной федеральной программы по данному вопросу. Не определены главные направления сотрудничества в рамках СНГ в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Недостаточной следует назвать работу по содействию производственной кооперации между крупными машиностроительными предприятиями России и других стран СНГ.

До сих пор не решены давно назревшие вопросы об образовании Союза инвесторов стран СНГ, о формировании единой системы экспертных оценок инвестиционных решений, организации информационного взаимодействия при принятии таких решений и т.п.

Происходящие процессы формирования общего экономического пространства стран СНГ на базе рыночных отношений с последовательным, несмотря на ряд серьезных трудностей и проблем, устранением ограничений в движении через границы товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов являются важнейшей предпосылкой развития экономики России.

Параллельно с образованием зоны свободной торговли и Таможенного союза будут создаваться предпосылки достижения двусторонних и многосторонних договоренностей о формировании Платежного союза стран СНГ. Это позволит начать процесс отмены ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств и достижение цели по разрешению проблем платежно-расчетных отношений.

Качественно новые элементы экономической интеграции отдельных стран СНГ будут реализовываться в связи с подписанием в марте 1996 г. Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном «Об углублении экономической интеграции в экономической и гуманитарной областях» и подписанием Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «Об образовании Сообщества».

В торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ может реализоваться предпосылка к улучшению товарной структуры российского экспорта благодаря увеличению в нем доли готовых товаров, прежде всего машинотехнической продукции.

В импорте из стран СНГ на уровне, обеспечивающем потребности российской экономики, должны поддерживаться поставки важнейших для России минерально-сырьевых ресурсов и продукции, запасы и производство которых сосредоточены в основном на территории других стран СНГ.

В результате, вполне возможно, что доля стран СНГ в российском экспорте в второе десятилетие XXI века составит не менее 20%, а доля в импорте около 25%.

Искать на сайте

Забавное фото

1300823731_pod_14.jpeg
Яндекс.Метрика