Понятие человеческого капитала и его воздействие на экономику

Человеческий капитал представляет собой экономическую категорию, включающую совокупность созидательных способностей, личных качеств и мотиваций индивидов, находящихся в их собственности, накапливаемых за счет инвестиций, используемых в национальном хозяйстве в течение определенного времени с целью получения ими будущего дохода и содействующих росту национального богатства.

Такое понимание человеческого капитала в единстве качественных характеристик рабочей силы и экономической оценки затрат на них и выгод от вложений имеет принципиальное значение, поскольку позволяет рассматривать его как устойчивое экономическое явление, как постоянно воспроизводимый капитал, воплощенный в людях. Причем такой человеческий капитал является источником доходов, выраженных не только в денежной форме, но и в форме психологического выигрыша, морального удовлетворения, экономии времени, повышения социального престижа.

В качестве субстанции капитала формирование рабочей силы представляет собой нематериальные блага длительного пользования, которые накапливаются и реализуются в результате созидательной деятельности людей во времени.

Если говорить о воздействии человеческого капитала на экономику в целом, можно вычленить два его основных свойства.

Одно из них связано с новыми условиями развития производительных сил, с особым значением субъективных, невещных факторов экономического роста в условиях инновационного, конкурентоспособного производства. Другое свойство состоит в признании человеческого капитала как важнейшего элемента национального богатства.

В основе такого подхода лежит расширительная трактовка национального богатства и национального дохода, инвестиций и накоплений. Такие методологические посылки в наибольшей степени соответствуют современному подходу к формированию и использованию созидательных способностей человека в меняющихся условиях развития современной экономики.

Искать на сайте

Забавное фото

1244314812_podborka_616_06.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика