Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Рассмотрим особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Практически ни в одной стране мира, где функционирует рыночный механизм хозяйствования, эффективность проводимой экономической политики для хозяйственного комплекса и учет социальных аспектов деятельности невозможны без вмешательства государства в лице органов управления.

Они призваны обеспечивать баланс интересов частно-предпринимательского сектора, выступающего субъектом и инициатором внешнеэкономической деятельности, и государства, его населения.

Приоритет в данном случае отдается динамичному экономическому развитию страны, формированию высокотехнологичного, наукоемкого экспортного потенциала. Но для этого необходимы правила ведения внешнеэкономической деятельности на принципах коммерческой добросовестности, соблюдения существующих норм и обеспечения экономической безопасности страны и ее народонаселения.

Чем стабильнее национальная экономика, чем гармоничнее хозяйственные пропорции и связи с мировым хозяйством, тем соответственно ниже потребность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Но в условиях углубления экономического кризиса, перехода к новому типу хозяйствования и усложнения социального положения в обществе настоятельно требуется усиление результативности мер государственного воздействия на хозяйственное развитие страны и ее регионов.

В этой связи особую значимость приобретает правовая сфера, являющаяся законодательной базой для выработки соответствующего инструментария государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Документом, определяющим политику государственного вмешательства, является Федеральный закон от 08.12.2003 (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Целями ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» являются, согласно существующим принципам ведения внешнеэкономической политики России, защита национального суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики, содействие формированию условий эффективного интегрирования российской экономики в мировое хозяйство.

Впервые в российской законодательной практике определяются понятия «внешнеторговая деятельность», «товар», «услуга», «исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)». Существенно дополнены понятия «экспорт» и «импорт» на основании увязки с соответствующими обязательствами по пересечению национальной таможенной границы, а также выделены понятия «экспортного контроля» и «экономической безопасности».

Важным элементом рассматриваемого закона является разделение компетенций в сфере внешнеторговой деятельности центральных органов Российской Федерации, ее субъектов. Определено также право совместного ведения, а также пути координации внешнеторговой деятельности субъектов по вопросам совместного ведения.

Законом определяются основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая иерархию государственного аппарата, базовые методы и инструментарий механизма регулирования, где акцент делается на усиление таможенно-тарифного воздействия с постепенным сокращением комплекса мер административно-управленческого характера.

Примечательно и то, что государственная монополия на экспорт-импорт отдельных товаров и услуг как одна из форм протекционизма отечественного производителя и внутреннего рынка может быть использована в соответствии с национальной экономической целесообразностью и действующей мировой практикой.

Впервые на территории России узаконено введение защитных мер против, наносящего ущерб, импорта товаров и услуг, а также мер против создания угрозы ущерба национальным производителям. В качестве таких мер могут применяться количественные ограничения и специальные повышенные таможенные пошлины.

Расследование по факту нанесения (или возможного) ущерба (в том числе демпинга) ведется федеральным органом, уполномоченным Правительством, по поручению Правительства и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ и производителя или союза производителей, чье совокупное производство подобных товаров (услуг) превышает 50% внутреннего производства.

Особого внимания заслуживает положение ст. 21 рассматриваемого закона. Согласно ей, российские лица получают право на возмещение ущерба, связанного с участием России в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета. Это право исполняется в судебном порядке.

Кроме того, законом вводятся понятия и нормы регулирования приграничной торговли и свободных экономических зон. Обращено внимание также на комплекс мер содействия развитию внешнеторговой деятельности, соответствующей экономическому потенциалу и месту России в мировом хозяйстве.

Особое место отводится проблеме информатизации и информационного обслуживания внешнеторговой деятельности, что при либерализации выступает обязательным условием обеспечения коммерческой корректности и добросовестности сделок.

Предусматриваются формирование и возможности использования информационного банка данных. Важная роль в координации внешнеэкономической деятельности и ее государственного регулировании отведена Министерству экономического развития РФ.

Движение экспортно-импортных грузов, порядок реализации внешнеторговых сделок регулируются Таможенным кодексом РФ и Законом «О таможенном тарифе».

Таможенный кодекс РФ вступил в силу 21.07.1993 г. Он определяет юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов, и платежей, порядок их начисления и взимания, процедуры оформления товаров и транспортных средств, основания для ограничения ввоза и вывоза товаров и услуг.

Статьи Таможенного кодекса, касающиеся преступной деятельности, корреспондируются с соответствующими статьями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации.

Закон «О таможенном тарифе» действует с 1.07.1994 г. и представляет собой «свод ставок таможенного тарифа, таможенных пошлин, применяемых к товарам, услугам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Законом «О таможенном тарифе» определяются виды пошлин, метод их определения, меры оперативного регулирования внешней торговли, порядок определения таможенной стоимости товара и страны его происхождения, а также механизм предоставления преференций.

К правовому регулированию внешнеэкономической деятельности относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции с помощью мер нетарифного характера. К их числу относится механизм квотирования и лицензирования. В России он распространяется на товары, экспорт которых осуществляется согласно международным обязательствам России и на специфические товары.

При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и возможном возникновении споров стороны сталкиваются с «применяемым правом», т. е. правом, которое должно регулировать отношения сторон по указанным операциям.

Стороны могут указать в контракте применяемое право, но договоренность на его основе в случае возникновения спора не всегда достижима. В этом случае через решение арбитражного суда на основе коллизионной нормы используется право или российской стороны, либо иностранного государства, но при этом возможна неоднозначная трактовка и регламентация одних и тех же вопросов.

Искать на сайте

Забавное фото

1300823779_pod_63.jpeg
Яндекс.Метрика