На определенном этапе инфраструктура по своей роли и месту в народном хозяйстве превратилась сама по себе в один из важнейших ресурсов национального развития.
По мере его использования выяснилось, что инфраструктурные отрасли обладают многочисленными преимуществами по сравнению с производственными отраслями.
Одним из преимуществ инфраструктурных отраслей является то, что отрасли инфраструктуры отличаются малой материалоемкостью и ресурсоемкостью, обеспечивая свой вклад в ресурсосберегающий тип экономического прогресса.
В связи с ускоренными темпами развития по сравнению с другими отраслями экономики их характеризует довольно высокий и постоянно возрастающий вклад в национальный ВВП.
Весьма замечательная особенность — высокий мультипликативный эффект увеличения спроса на продукцию инфраструктурных отраслей, дающий импульс прежде всего к расширению самой инфраструктуры, а через это к росту экономики в целом.
Так, большое стимулирующее воздействие ощущает на себе машиностроительный комплекс в связи с ускоренным развитием и высоким уровнем потребления нового оборудования и технологий. То же можно сказать о комплексе строительных услуг.
Сфера инфраструктуры оказывает и стабилизирующее воздействие на экономику. Это обусловлено низкой чувствительностью инфраструктуры к циклическим колебаниям материально-вещественного производства.
Спрос на продукцию инфраструктурных отраслей в периоды спадов и депрессий обычно сохраняется на постоянном уровне.
В результате развития инфраструктурных отраслей происходит изменение традиционной модели хозяйственных связей.
В частности, возрастает в межотраслевых потоках доля нематериальной продукции. Это приводит к сокращению потребности в услугах тех отраслей, которые обеспечивают данный процесс (прежде всего транспорта и торговли).
Наконец, развитие инфраструктуры благоприятно влияет на положение в сфере занятости.
В настоящее время уровень производительности труда в сфере инфраструктуры ниже, чем в промышленности. Она аккумулирует рабочую силу, высвобождающуюся в других секторах.