Рассмотрим особенности применения теорий в практике государственного регулирования экономики.
Во всех случаях, когда реформы оказывались эффективными, в их основе лежала тщательно обоснованная стратегия.
Последняя, в свою очередь, опиралась на экономическую теорию (или ряд взаимосвязанных теоретических позиций).
Это позволяло четко определить цели реформ, возможности и границы использования рыночного механизма, место, роль и функции государства, его взаимодействие с законами рынка.
Успех приносило применение тех теоретических принципов, которые наиболее точно отражали не только экономические закономерности, но и специфику страны, т. е. исторические, социально-экономические особенности, своеобразие менталитета населения, своеобразие этапа развития.
Таким образом, важнейшим условием эффективности реформ был правильный выбор концепции из многих альтернатив, предлагаемых современной наукой.
В то же время опыт длительного использования государством определенных теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний.
Теории не свободны от ошибок, которые обычно выявляются лишь с течением времени.
Кроме того, даже самые передовые научные знания рано или поздно устаревают, особенно в таком быстро меняющемся мире, как рыночная экономика. Ошибок не избежали ни кейнсианство, ни монетаризм, ни институционализм.
В частности, кейнсианцы, научив государство непомерно расходовать бюджетные средства, не учли опасность, которую несет рыночной экономике инфляция, и не предусмотрели мер ее ограничения.
Монетаристы настаивали в 70-х гг. на повышении банковского процента как одной из существенных мер антиинфляционной политики, не учитывая возможного отрицательного воздействия этой меры на предпринимательскую активность в условиях имевшей место в тот период стагнации экономики.
Французские «дирижисты» предлагали усилить государственное вмешательство в экономику в условиях растущей интернационализации капитала и развития европейской интеграции.