Проблемы внешнеторговой политики России

Рассмотрим проблемы внешнеторговой политики России.

Внешнеторговой политике сегодня не свойственна географическая диверсификация ни в экспорте, ни в импорте.

Широкомасштабная либерализация внешней торговли на начальных этапах трансформирования экономики России в силу ряда причин субъективного и объективного характера привела к острой конкуренции между российскими субъектами внешнеэкономической деятельности на одних и тех же товарных рынках, в одних и тех же товарных сегментах.

Зарубежные конкуренты ловко использовали разногласия и недобросовестную конкуренцию между российскими внешнеторговыми субъектами. Постепенно они стали завоевывать принадлежащие ранее СССР «рыночные ниши», сталкивая Россию на сырьевые рельсы в экспорте, а также на импорт ширпотреба и продуктов питания.

В настоящее время почти 80% товарооборота России сконцентрировано в 20-ти странах. При этом свыше 50% экспорта приходится на рынки всего лишь трех-пяти стран. Характерными чертами проблем внешнеторговой политики России стали отсутствие четких ориентиров, преследование сиюминутных целей новыми участниками внешнеэкономических операций.

Практически некоординируемое их поведение на внешних рынках, несоблюдение общегосударственных интересов, разовый характер подчас недобросовестных сделок подорвали наши позиции на внешних рынках. К этому добавились бесконечные административные изменения в управленческом аппарате и контролирующих внешнеэкономическую деятельность органах и ведомствах, а также потеря профессионально подготовленного кадрового состава.

В связи с вышеизложенным представляется объективно необходимой разработка в интересах всей страны целенаправленной прогрессивной структуры хозяйства, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке.

Поэтому цели современной внешней экономической политики должны быть сконцентрированы на обеспечении выхода отечественных предприятий на мировой рынок машинотехнической продукции, технологий и информации, капиталов и минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникационным системам.

Необходимо последовательно формировать благоприятные торгово-политические отношения с зарубежными странами и с их торгово-политическими группировками и союзами. Россия крайне нуждается в эффективной системе защиты ее внешнеэкономических интересов и приоритетов (валютный контроль, контроль за экономической эффективностью экспорта и импорта и т.д.). Важно сосредоточить усилия на организационно-регулирующей роли государства и уполномоченных им ведомств в сфере внешнеэкономической деятельности России.

Исходя из присоединения России к ВТО и в целях формирования международного правового поля экономического сотрудничества, адекватного имеющемуся потенциалу российского хозяйственного комплекса в целом, становится целесообразным в качестве структурных задач внешнеэкономической политики рассматривать нижеследующие направления.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года не предполагает кардинального изменения стратегии внешнеэкономической деятельности России. Следовательно, осознанно сохраняется минерально-сырьевая направленность экспорта и не обозначена ориентация на «смену курса» внешнеторговой деятельности. Поэтому, у России сохраняется ориентация довольно длительный период оставаться «сырьевым» придатком Запада. Это существенно мешает соблюдению экономических интересов страны и обеспечению ее безопасности в рамках мирового хозяйства.

Обретение Россией места в мировой экономике, адекватного ее реальному потенциалу, оказывается под вопросом. В этой связи принципиальное изменение вектора экспортной стратегии России, обозначение перечня жизненно необходимых приоритетов экспортной политики, обеспечивающих потенциальную конкурентоспособность на мировом рынке и позволяющих обеспечить отказ от невыгодной сырьевой ориентации экспорта — такова сегодня насущнейшая задача.

России сегодня как никогда нужен специализированный орган, занимающийся регулированием и координацией внешнеэкономической деятельности, ее прогнозированием и перспективным планированием.

Необходим механизм адаптации к российским условиям используемого странами-членами ВТО инструментария для поддержки отечественных экспортеров, нетарифной защиты внутреннего рынка, для борьбы с недобросовестными зарубежными экспортерами и обеспечения экономической безопасности.

Такой инструментарий включает экспортные субсидии и механизм их предоставления, разнообразные налоговые кредиты и льготы экспортерам, возможности регистрации экспортеров и работы в оффшорных зонах, установление технических барьеров для «добровольного отказа от поставки», введение особых требований к таможенной документации по ряду товарных групп, использование завышенных гостов и других технических стандартов, экологических и медицинских требований, фитосанитарных и эпидемиологических норм для отдельных товарных групп.

Следует применять компенсационные пошлины, проводить антидемпинговые расследования и принимать соответствующие меры к недобросовестным коммерсантам.

Инструментарий ВТО поможет оказывать правовую поддержку и защищать российских экспортеров на мировом рынке, проводить консолидированную экспортную стратегию с целью ухода от сырьевой доминанты.

Важно добиться, чтобы вступление России в ВТО обеспечивало соблюдение принципа экономической безопасности и приоритеты национальных экономических интересов.

Искать на сайте

Забавное фото

02_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика