Проблемы восстановления экономического сотрудничества стран СНГ

Рассмотрим проблемы восстановления экономического сотрудничества стран СНГ.

Искусственное, исходя из политических представлений, дробление в 1991 г. экономического пространства бывшего СССР не привело, как указывалось выше, к высоким темпам экономического роста.

Напротив, главным образом из-за огромных потерь, которые были вызваны разрушением единого таможенного пространства, а также традиционных экономических связей, существовавших в виде производственной кооперации и специализации, во всех странах СНГ возник острейший экономический кризис.

Анализ экономического положения стран СНГ в период после 1992 г. показывает наличие общих для каждой из них кризисных явлений: масштабный спад производства, высокие темпы инфляции, устойчивое ослабление инвестиционной активности, снижение доли накопления в национальном доходе.

На всем протяжении 90-х гг. центробежные силы в СНГ явно преобладали над центростремительными тенденциями.

В его рамках предостаточно принято многосторонних соглашений, на которые могли бы опираться взаимные торговые и кооперационные связи этих стран.

Однако подавляющее большинство таких соглашений «не работает». Среди них в первую очередь следует отметить подписанный в сентябре 1993 г. рамочный договор об Экономическом союзе. Он предписывает создание единой финансовой, банковской и валютно-денежной системы, принятие пакета межгосударственных юридически выверенных соглашений, образование наднациональных институтов по регулированию внешнеторговой и внутриэкономической политики. Однако договор до сих пор не вступил в силу.

Все проблемы восстановления экономического сотрудничества стран СНГ нельзя объяснить лишь существованием пресловутых политических амбиций.

Существует и ряд экономических факторов. В частности, наблюдается разноскоростное движение стран СНГ к рыночному хозяйству, различная обеспеченность промышленным сырьем и топливом, продовольственными ресурсами, квалифицированными кадрами и т.п.

У стран СНГ разные по степени зрелости «рыночные» инфраструктуры. Они значительно различаются по масштабам и характеру либерализации цен, их уровню.

Несмотря на эти моменты, в СНГ можно наблюдать стремление ряда стран договориться друг с другом о взаимном сотрудничестве, путем создания, к примеру, неполных интеграционных группировов.

Так, по таможенным проблемам подписано и вступило в действие соглашение между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

Выступили с намерением создать интеграционную подгруппу среднеазиатские республики. В целом же договорно-правовая основа экономических связей в пределах СНГ представлена достаточно широкой системой двусторонних соглашений, подавляющее большинство которых имеет долгосрочный характер.

Искать на сайте

Забавное фото

1311771857_pod_53.jpeg
Яндекс.Метрика