Для оценки эффективности государственного регулирования в России выделяются две категории индикаторов:
– экономические, связанные с обеспечением поступлений в бюджет, привлечением и освоением внебюджетных средств, ростом рыночной стоимости организаций науки и др.
– функциональные, связанные с исполнением государственных функций, реализацией стратегических приоритетов государства, обеспечением позитивных структурных сдвигов в экономике, производством общественных благ.
Повышение эффективности государственного регулирования экономики России в целом и ее отдельных отраслей достигается за счет ориентации государственных финансовых и ценовых инструментов на:
– стимулирование приоритетного развития отраслей и производств инновационного типа;
– формирование конкурентной среды и инвестиционной привлекательности российской экономики;
– сдерживание монополизма и избыточного роста тарифов «естественных» монополий;
– снижение дифференциации населения по уровню реальных доходов и других макроэкономических государственных мер.
При пересмотре экономических стимулов и инструментария целесообразно чаще обращаться к частному сектору – выявлять те его механизмы, которые и в госсекторе способствовали бы:
– развертыванию конкуренции,
– противодействовали монополизму,
– стимулировали динамичное распределение ресурсов, усиливали их ориентацию на более четко определенные потребности,
– порождали соперничество производителей общественных благ за потребителя и ставили их вознаграждение в прямую зависимость от объемов и качества продукции.
Совершенствование системы регулирования обеспечивается путем повышения эффективности и прозрачности деятельности регулирующих органов за счет роста квалификации, устранения избыточного регулирования, повышения прозрачности, публичности и последовательности процессов регулирования, в том числе при участии потребителей, регулируемых организаций и экспертного сообщества.