Пути совершенствования государственного регулирования интеллектуальной собственности:
1) проведение квалифицированной научной ревизии, экспертизы и идентификации результатов интеллектуальной деятельности для определения их статуса собственности и информационной доступности для потенциальных пользователей информации в рамках законодательства;
2) активное вовлечение этой продукции во внутренний и внешний торговый оборот с целью получения дополнительного источника финансирования науки, стимулирования авторов интеллектуальных продуктов и создание для этого максимальных условий;
3) обеспечение охраны промышленной собственности в своей стране и за рубежом, а также пресечение недобросовестной конкуренции;
4) соблюдение международных соглашений по обмену объектами интеллектуальной собственности между странами-участницами и предотвращение бесконтрольного экспорта высоких технологий в другие страны;
5) соблюдение антимонопольного законодательства;
6) контроль за финансовыми расходами на закупку зарубежных технологий и патентов, с учетом их актуальности, экономичности и соответствия мировым стандартам;
7) выделение государством средств научным организациям на оформление международных патентов, т.к. российские патенты не защищают от копирования изобретений и патентования их за рубежом, что вынуждает многих разработчиков ждать заказы на серийное производство новых изделий и после этого оформлять патент.
В рамках поиска путей совершенствования государственного регулирования интеллектуальной собственности в целях повышения коммерческой эффективности в сфере лицензионной торговли необходимо принятие следующих мер:
1) стимулировать лицензиаров на выдачу как можно большего числа лицензий - поощрять активную лицензионную торговлю (ввести налоговые льготы для лицензиара при выдаче нескольких неисключительных лицензий);
2) сделать невыгодным «придерживание» патента (например, установить цену принудительной лицензии ниже рыночной);
3) мотивировать лицензиатов путем предоставления субсидий, налоговых льгот для приобретения лицензий и патентов на передовые наукоемкие технологические разработки;
4) создавать расширенную инфраструктуру в сфере лицензионной торговли. В качестве аналога использовать европейский и американский опыт по созданию институтов контрактации, которые поддерживают частные контракты между гражданами и развивают финансовое посредничество;
5) вводить правовые нормы, поощряющие использование изобретений, признанных непатентоспособными в зарубежных странах, но имеющими перспективы для внедрения в производство;
6) изменить порядок регистрации совместных, с участием иностранного капитала, предприятий - ввести гарантии использования в российском производстве результатов совместных научных разработок.
Для создания условий, способствующих эффективному вовлечению во внутренний и внешний торговый оборот объектов интеллектуальной собственности, особенно важны налоговые льготы, широко используемые в развитых странах мира, которые можно разделить на следующие группы:
1) льготы специализированным организациям и институтам, работающим в области НИОКР;
2) льготы предприятиям на разовые мероприятия в области НТП;
3) льготы частным лицам в аналогичных областях научно-технического развития.
Если в России налоговые льготы первой группы (учреждениям Академии наук, государственным научным центрам, вузам и НИИ) находят свое частичное применение, то льготы частным лицам, участвующим в создании объектов интеллектуальной собственности, практически отсутствуют.
Скорейшее решение вопросов, связанных с финансированием отечественной науки, будет способствовать устойчивому экономическому росту и позволит обеспечить благоприятные условия как для отдельных отраслей и предприятий, так и для всей национальной экономики в целом, в условиях международной интеграции и конкуренции на мировом рынке.