Разработка и реализация структурной политики

Базой разработки и реализации структурной политики служат научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее составных частей, по ряду критериев, в области факторного анализа развития хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различных политик.

Весьма важно глубокое понимание мировых процессов изменения основных пропорциональных зависимостей, закономерностей научно-технического прогресса и основных его тенденций, процессов цикличной экономической динамики.

Огромное значение имеют знания об эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, а также, естественно, о сути государственного регулирования развития смешанной экономики.

К числу наиболее важных в структурной макроэкономической динамике национальных экономик российские и зарубежные экономисты относят большой круг современных объективных тенденций.

Представляется, что независимо от мнений отечественных и иностранных коллег, стоило бы начать с констатации усиления социальной направленности экономической динамики, приоритетного обновления социальной сферы. Этому соответствует и возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально-экономическую устойчивость и экономическую безопасность.

Немалые возможности открывают в этом отношении тенденции научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики. Прежде всего отметим в данной связи рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной предпринимательской подготовки производства.

С этим связано возрастание удельного веса и значимости наукоемких производств, поэтапный переход национальных экономик на инновационный тип развития.

Отсюда, в свою очередь вытекает приоритетное технологическое обновление машиностроения и прежде всего инвестиционного — как ядра экономики и базы инновационных преобразований. Немаловажна в этой связи тенденция опережающего роста производственного потребления в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного аппарата.

Все перечисленные процессы требуют преимущественного развития инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем, рыночной инфраструктуры), ведут к падению доли ТЭК во всех макроэкономических показателях ввиду нарастающих тенденций к ресурсосбережению.

Разумеется, подобный ход экономического прогресса ведет ко все более активному формированию пятого и шестого технологических укладов производства. Связанные с этим резкие скачки в подъеме производительности труда означают значительное высвобождение рабочей силы в сфере материального производства. Так свертываются неэффективные предприятия и производства, поскольку их продукция не востребуется потребителями.

В результате растет доля услуг, происходит усложнение и нарастание дифференциации в секторе услуг. На этом фоне происходит также выравнивание социально-экономического и научно-технического развития регионов (субъектов Федерации). Постепенно формируются региональные экономические комплексы.

Нельзя не указать далее на рост корпоратизации экономики как главного направления формирования ее устойчивого организационно-функционального каркаса на основе самоорганизации капитала, интеграции промышленных, финансовых, торговых организаций, слияния компаний, что требует мощной хозяйственной зоны вокруг каждой крупной корпорации из малых предпринимательских фирм.

Наблюдается явная тенденция ко все более растущему преобладанию в экономике смешанной собственности.

Со всем сказанным тесно связаны еще две тенденции, о которых следует сказать в заключение.

Во-первых, возрастает потребность в структурной адаптации национальной экономики к международному разделению труда в условиях роста целостности мирового хозяйства. В частности, Россию постоянно подталкивают к топливно-сырьевой ориентации. Одновременно растут межнациональные и межотраслевые объединения, их связи и подчинение транснациональным корпорациям.

Во-вторых, чтобы России найти достойное место в мировой экономике, необходимо обратить серьезнейшее внимание на необходимость усиления государственного регулирования структурных преобразований хозяйства, координации различных политик, их согласования в различных хозяйственных системах. Не менее остра данная проблема и с точки зрения внутренних задач экономического и социального прогресса.

Разумеется, взаимосвязь указанных тенденций и процессов не сводится к изложенной здесь последовательности. Она гораздо сложнее. В схеме взаимосвязей имеется множество пересечений, нередко следствие становится причиной, а причина следствием.

Искать на сайте

Забавное фото

1248802609_podborka_652_21.jpeg
Яндекс.Метрика