В 2000-2013 гг. заметным фактором воздействия на эффективность экономической деятельности в России стало отношение зарубежных государств и непосредственных партнеров по торговле и сотрудничеству к российским хозяйствующим субъектам и государству в целом.
Это отношение стало жестким, а в ряде случаев враждебным.
В США и ЕС увеличивается число антидемпинговых процедур против российских экспортных товаров и т.п.
Все это происходит на фоне стремления соответствующих финансовых и информационных структур определять неблагоприятные рейтинги России на рынках заемного капитала, транспортных, страховых и других услуг. Делаются попытки раздуть миф о сплошной криминализации российского бизнеса.
В 2012 году Россия занимала 112 место в рейтинге стран по удобству ведения бизнеса в ежегодном рейтинге Doing Business Всемирного банка.
В 2013 году в рейтинге «Ведение бизнеса - 2014» (Doing Business-2014) Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC) Россия поднялась на 92-е место.
Таким образом, за год страна улучшила свое положение на 20 пунктов. Для сравнения: в 2012 году России удалось подняться только на восемь пунктов — до 112 места с 120-го.
Авторы доклада отдельно выделили успехи России в проведении пяти реформ:
- облегчение условий для открытия бизнеса;
- упрощение получения разрешений на строительство;
- подключение к электросетям;
- регистрация прав собственности;
- усовершенствование процедур международной торговли.
Возглавляет мировой рейтинг по созданию наиболее благоприятной бизнес-среды восьмой год подряд Сингапур. Кроме него в десятку лидеров рейтинга вошли: Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия, Республика Корея, Грузия, Норвегия и Великобритания.
Доклад «Ведение бизнеса — 2014» составляется уже одиннадцатый раз и охватывает 189 стран. В нем исследуются нормы регулирования, способствующие или препятствующие развитию бизнеса в течение всего цикла их деятельности, включая создание предприятия, ведение бизнеса, осуществление внешнеторговой деятельности, уплату налогов, а также уровень защиты прав инвесторов.
Все это убеждает в необходимости разработки и проведения целенаправленной политики государственного регулирования в целях включения России в мировую экономику и в процесс глобализации на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, защиты государственного суверенитета.