В современной экономической науке проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, по-прежнему значимы и актуальны.
Уже несколько столетий ведутся споры о роли государства в экономике, его положительном и отрицательном влиянии на экономические процессы. Однако единого мнения о степени и границах необходимого вмешательства нет.
Различные экономические школы (меркантилизм, классическая школа, кейнсианство, монетаризм, институционализм) подходят по-разному к этой проблеме.
Если сторонники кейнсианского направления придерживаются мнения, что рыночная экономика не является саморегулирующейся системой и государство играет важнейшую роль в экономике, то классическая и неоклассическая школа настаивают на обратном.
Однако ни в одной модели не рассматривается:
– комплексный подход к определению эффективности государственного регулирования экономики;
– разработка классификации видов эффективности государственного регулирования экономики и их применимость к оценке государственного регулирования экономики;
– критерии эффективности государственного регулирования экономики.
Если проанализировать и обобщить мировой опыт государственного регулирования экономики, можно отметить следующие особенности.
В разных странах мира по-разному, согласно традициям и накопленному опыту, формируется баланс между вмешательством государства и влиянием рыночных процессов на экономику.
В последние 10–15 лет во Франции, Великобритании, Финляндии, Швеции, Дании, Канаде, США, Австралии проходят реформы госсектора с целью повышения его эффективности.
В той или иной мере пересматриваются все аспекты государственной деятельности – масштабы, структура, функции, экономические рычаги, отношения с другими секторами.
При заметных различиях между государствами в объемах, темпах и формах преобразований четко выражены их основные направления.
Речь идет о программах приватизации государственных предприятий, дерегулирования ряда отраслей, т.е. сокращении масштабов огосударствления хозяйства, а также о рационализации и реорганизации самого госсектора.
Из-за крайнего обострения в кризисных ситуациях традиционной для этого сектора проблемы эффективности на первый план выдвигается разработка и реализация комплекса мер по экономии государственных расходов и повышению отдачи на единицу затрат.