Роль и источники финансирования бюджетного дефицита

Устойчивость экономики, финансовой системы и эффективность бюджетной политики не могут не характеризоваться тем или иным уровнем бюджетного дефицита. Его снижение в переходной экономике России нередко выдвигается в качестве важнейшей задачи фактически всей экономической политики.

Конечно, роль бюджетного дефицита не может рассматриваться в качестве единственного показателя и фактора стабилизации экономики, однако, не следует отрицать и синтезирующую важнейшую роль данного параметра экономики.

Бюджетный дефицит возникает, когда бюджетные расходы превышают доходы бюджета. Источниками этих добавочных расходов являются займы на внутреннем и международном финансовых рынках, и своего Центрального банка или введение дополнительных налогов.

В российских условиях возможны другие источники финансирования бюджетного дефицита: реализация ценностей из государственного резерва, получение доходов от приватизации или государственной предпринимательской деятельности, обращение к денежным, в том числе валютным, сбережениям населения.

В переходной экономике существует возможность крупных финансовых доходов от государственного капитала (акций, паев), деятельности унитарных предприятий, продажи государственного имущества. Ускоренная приватизация, однако, подорвала эту базу.

В силу активного использования методов льготной и бесплатной передачи государственного имущества, оно оказалось разбазаренным. Была существенно занижена реальная рыночная стоимость активов. В том же направлении «работали» широко распространенная коррупция, бесхозяйственность и отсутствие системы контроля за использованием государственного имущества.

В результате инвестиционные источники были пущены на покрытие текущих расходов и финансирование бюджетного дефицита, в том числе расходов по обслуживанию и уплате внешнего долга.

В условиях кризиса экономики и разрушения финансов предприятий проблема финансирования бюджетного дефицита решалась в основном средствами монетарной политики. Производились заимствования на ссудном рынке, прибегали к массированному выпуску сверхдоходных государственных ценных бумаг, рос внешний долг. Фактически государство отказалось от инвестиций в реальный сектор экономики, сократило в реальном исчислении государственные расходы на оборону и социальные нужды.

В специфических условиях России механизм финансирования бюджетного дефицита за счет ГКО и ОФЗ вел к нарастающему отвлечению банковского капитала в сферу государственных финансов. Это подрывало возможности воспроизводства капитала предприятий производственных отраслей.

Одновременно нарастали расходы бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга. Правильная же политика бюджетного дефицита обычно направлена на использование ресурсов банковской системы, финансового рынка, сбережений населения для ускорения рыночного развития, капитализации экономики.

Безусловно, источники и механизм финансирования бюджетного дефицита могут быть использованы для выполнения военных или социальных программ, выплаты государственного долга. Но это не лучший путь. Существует альтернативное, притом эффективное, решение.

Необходимо направить дополнительные ресурсы, мобилизованные бюджетной системой, в инвестиционных целях, особенно для финансирования программ развития рыночной и производственной инфраструктуры.

Государства, поддерживающие и стимулирующие экономический рост, проводят инвестиционно-стимулирующую бюджетную политику с использованием механизмов финансирования бюджетного дефицита.

Искать на сайте

Забавное фото

1244630826_podborka_29.jpeg
Яндекс.Метрика