Роль информационных технологий в постиндустриальном развитии общества

Рассмотрим роль информационных технологий в постиндустриальном развитии общества.

В глобальном масштабе в индустриализации общественного производства проходят весьма заметные процессы. Общим явлением, оказывающим всеобщее влияние можно назвать вступление наиболее развитых стран в эпоху постиндустриального развития.

Технико-технологическое совершенствование их жизнедеятельности создает комплекс социально-экономических и экологических нововведений, создающих неизвестные ранее запросы, ожидания и поведенческие стандарты отдельных индивидуумов, социальных слоев, общества в целом.

В этом направлении немедленно развивается рынок. Ибо экономические потребности продолжают оставаться главным компасом рынка ресурсов, товаров, услуг. При этом возрастают его масштабы, изменяются материальные и интеллектуальные формы этих потребностей.

Отличительная черта постиндустриального развития состоит в сокращении доли вещественных результатов в сравнении с возрастающей долей услуг. В значительной мере все это указывает на удовлетворение основных, первичных потребностей общества. В то же время это свидетельствует об интеллектуальном развитии потребителей и готовности и способности рынка к рывку в этом направлении.

Институты рынка многочисленными способами воздействуют на производство, заставляя его полнее соответствовать экономическим потребностям общества.

Информационная сфера выступает тем полем взаимодействия, борьбы и вообще жизнедеятельности, где осуществляется воспроизводство. В конечном счете оно становится воспроизводством человечества.

Информатизация в целом и практические формы ее воздействия на общественное сознание уже в настоящее время выступают важным фактором развития. При этом следует помнить об универсальности информатизации, о ее готовности активно участвовать в совершенствовании производства, обслуживать рыночные отношения, выступать во всех проявлениях интеллектуальной деятельности.

Информационные проявления стимулов, возможностей и ограничений могут быть классифицированы. При этом классификация эта во времени постоянно усложняется.

Оценка, анализ, оформление информационных продуктов по тематике промышленной экологии непрерывно развиваются, приобретая все более совершенные формы. Это происходит не только в отдельных странах, но и в интернациональном масштабе в виде международных стандартов, других нормативных документов.

Все большее развитие получает оценка воздействия на окружающую среду как система узаконенных исследований, сопоставлений и процедур оценочного характера с максимальной степенью объективности.

В этой связи маркетинговые процедуры приобретают свои особенности. Рынок как единое поле, или сфера жизнедеятельности, с помощью информации выступает отдельно то с точки зрения производителей, а то и с позиции потребителей, а иногда и с позиций других субъектов общества.

Механизмы стимулирования или ограничения деятельности рынков отработаны давно, но экологическая проблематика, хоть и вписавшись в действующие отношения людей, фирм, государств, продолжают активно развиваться, во многом используя и ранее разработанные аналогии.

Так, качество деятельности, технологии, продукции и всего сопутствующего шлейфа инфраструктуры (транспортировки, упаковки, использования, ремонта и утилизации итогов промышленной деятельности) в очень короткие сроки дополнились экологическими аспектами, включающими узаконенные нормы и правила, зачастую утвержденные на государственном уровне.

При этом «правила игры» становятся основой информационного обеспечения управления на уровне государств и на уровне информационных технологий, создаваемых на принципах реинжиниринга (табл. 1), а также и для информационного сопровождения и осуществления экологических оценок.

Таблица 1

Информационные технологии и их потенциальные возможности

Прежнее правило

Информационная технология

Новое правило

Информация может появиться только в одном месте и один раз

Распределенные базы данных

Информация может появляться одновременно в разных местах, где она необходима

Только эксперты могут выполнять сложную работу

Экспертные системы

Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам

Бизнес должен выбирать между централизацией и децентрализацией

Телекоммуникационные сети

Бизнес может одновременно получать преимущества от централизации и децентрализации Принятие решений становится частью работы каждого

Управляющие принимают все решения

Средство поддержки решения (доступ к базе данных, программное обеспечение для моделирования и т.д.)

Новое правило

 

Искать на сайте

Забавное фото

09_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика