Содержание и элементы стратегического планирования

На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать множество процессов (содержание и элементы стратегического планирования), в том числе:

демографического развития, т.е. возможности преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в большинстве регионов страны и угрожающую ее будущему;

социального развития, т.е. уровня и качества жизни населения, здоровья, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального обеспечения;

экономического развития, т.е. темпов роста ВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфляции, укрепления финансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой;

научно-технического прогресса, т.е. динамики науки и инноваций, мер по модернизации экономики на основе новых поколений техники, освоения энергосберегающих технологий, развития информационной сферы и т.д.;

экологического развития, т.е. показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов (геологоразведки, лесного, водного и рыбного хозяйства, мелиорации и повышения плодородия почв), а также мер по уменьшению загрязнения окружающей среды, освоению экологически чистых технологий;

территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов, решения межрегиональных проблем федерального значения;

внешнеэкономических связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Российско-Белорусского союза, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых изменений валютного курса рубля, развития въездного и выездного туризма, участия в международных программах и т.п.

Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга. Поэтому в стратегическом планировании используется отчетный и перспективный межотраслевой баланс, другие макромодели, позволяющие отражать сложные, многозвенные цепные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период.

Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования.

Индикативное планирование является типичным инструментом в современной рыночной экономике. Оно, как было отмечено выше, является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Хотя научные основы индикативного планирования разработаны Н.Д. Кондратьевым еще в 20-е гг., они до сих пор не нашли в России практического применения на федеральном уровне.

В некоторых постсоветских странах (например, в Казахстане), а также в отдельных регионах (например, в Республике Татарстан) имеется некоторый опыт разработки и применения индикативных планов.

В странах, где используется такая форма планирования, правительство разрабатывает проекты индикативных планов и представляет их на рассмотрение и утверждение парламента.

Аналогичный подход целесообразно использовать и в России для усиления позитивного влияния индикативных планов на социально-экономическое развитие страны.

Искать на сайте

Забавное фото

1301839140_podb_34.jpeg
Яндекс.Метрика