В научных и политических дискуссиях, в процессе законотворческой деятельности высказываются альтернативные сценарии бюджетной политики и всей финансово-экономической политики по отношению к применяемой в настоящее время в России стратегии финансово-бюджетной политики.
Вариантность, сценарность считаются вполне допустимыми и целесообразными в бюджетной политике и бюджетно-налоговом прогнозировании и планировании.
В правовом отношении Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ не препятствуют использованию технологии вариантного и сценарного формирования и рассмотрения федерального бюджета.
Федеральная Конституция и федеральные законы прямо указывают на применение согласительных процедур (согласительных комиссий) (статья 105 Конституции России).
Данное обстоятельство предполагает возможность согласования различных вариантов решения законодательных задач, особенно в сфере бюджетно-налоговой политики.
Вариантность и сценарность в годовом бюджетно-налоговом планировании и соответственно в утверждаемых парламентом законах корреспондируется с вариантностью и сценариями прогнозов социально-экономического развития.
Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Существенным недостатком проектов бюджетов становится именно их безальтернативность в смысле слабой проработки крайних (предельных) сценарных условий и соответственно законодательных решений.
Ненадежны, например, проектировки взаимоотношений с международными финансовыми организациями.
Может выйти из под эффективного управления и валютный курс рубля.
Возникает в связи с отклонением и изменением налоговых законопроектов неопределенность в доходной базе бюджетов.
Существенное изменение может претерпеть доходная часть бюджетов из-за изменений внешнеэкономической конъюнктуры (цена на нефть и т.д.).