Сущность цены

Общепризнанным является лаконичное определение сущности цены, сформулированное еще Адамом Смитом и Карлом Марксом: цена есть денежное выражение стоимости товаров, общественно необходимых затрат труда на их производство и реализацию.

Однако простота этого определения только кажущаяся. Не случайно говорят, что дьявол таится в деталях.

Во-первых, цена сигнализирует не только о стоимости товара, но и о его потребительной стоимости (качестве), о соотношении спроса и предложения. Даже самый дешевый товар не купят, если его свойства не удовлетворяют покупателя. По этому поводу существует пословица: «Дешево, да гнило, дорого, да мило». На дефицитные товары цены растут, на избыточные — падают.

Во-вторых, как измерить общественно необходимые затраты труда на производство единицы товаров, если товары данной группы (и взаимозаменяемые) производятся десятками и сотнями предприятий с разными издержками производства, реализующих свои товары и платные услуги на разных рынках — от местного до мирового.

В-третьих, как свести к общему знаменателю живой труд разного качества (в производстве, в обращении, в управлении) и прошлый труд, воплощенный в используемых машинах, сооружениях и зданиях, материалах и энергии, результатах проектно-научной и изобретательной деятельности.

В-четвертых, в каких единицах измерять затраты труда и сопоставлять их с качеством товаров. В часах рабочего времени? Но час часу неровня, ленивый, неумелый работник за час сделает гораздо меньше, чем добросовестный, квалифицированный и сноровистый. А как быть с железнодорожными насыпями и вокзалами, которые были построены еще при Витте и до сих пор служат? Как их свести с современным трудом железнодорожников?

Наконец, в-пятых, стоимость, выраженная в деньгах (цена), постоянно меняется, она неустойчива, переменчива, непредсказуема. Как же с ее помощью экономисту и руководителю предприятия, не говоря уже о работнике планово-финансовых органов, составить производственную программу и смету затрат на предстоящий год?

Число таких вопросов, на которые невозможно дать однозначный ответ, можно умножить. Попытки решить их с помощью прямого счета (в нормо-часах, тредах — трудовых единицах учета и т.п.), применяя для этого потенциал мощных вычислительных машин, не дали и не могли дать успеха.

Представьте себе масштаб задачи: нужно определить общественно необходимые затраты труда для примерно 25 млн видов конкретных товаров, которые производят многие миллионы товаропроизводителей и покупают десятки миллионов семей, предприятий и организаций. Решить такую задачу не только неимоверно дорого, но и бесполезно. Пока задача будет решаться, и затраты, и цены станут совсем другими.

И все-таки эта, казалось бы, неразрешимая задача решается каждый день каждым производителем, продавцом и покупателем товаров и платных услуг. И основным арбитром при расхождении их оценок служит рынок, главное назначение которого и состоит в том, чтобы согласовать интересы продавца и покупателя каждого товара с учетом его стоимости и качества (потребительной стоимости), соотношений спроса и предложения, уровня издержек и прибыли производителя и торговца.

Конечно, такой метод несовершенен. Каждый день и каждый час допускается множество ошибок. Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, оказывается в убытке, а то и становится банкротом. Но более совершенного механизма человечество пока не выработано.

Однако не следует думать, что цены целиком предоставлены рыночной стихии и абсолютно непредсказуемы, неуправляемы. Каждый производитель товара или платной услуги заранее определяет, при каких ценах он не окажется в убытке, а получит прибыль, а то и столь желанную жар-птицу, как сверхприбыль.

Когда разрабатывается и готовится к выпуску новый товар, инвестируется капитал в строящееся предприятие, нужно на ряд лет вперед предугадать уровень цен, чтобы не оказаться в числе банкротов. Представляя на утверждение в законодательный орган бюджет на очередной год, правительство любой страны закладывает в расчеты прогноз цен и инфляции не только на внутреннем, но и на мировом рынке.

Следовательно, при всей своей загадочности, сущность цены и сами цены являются инструментом повседневной деятельности каждой семьи, каждого предпринимателя, каждого государственного органа. Даже армия и милиция, казалось бы, столь далекие от процесса производства, вынуждены считаться с ценами, чтобы наиболее эффективно использовать выделенные для них бюджетные расходы.

Поэтому каждому предпринимателю и рабочему, каждому государственному служащему, да и каждому активному члену семьи нужно иметь представление об основах ценообразования в рыночном хозяйстве, сущности цены, пределах и методах умелого государственного воздействия на их уровень, соотношение и динамику.

Искать на сайте

Забавное фото

1301928309_1300147928_creo_67.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика