Цены и тарифы на продукцию естественных монополий в сценариях развития РФ

Модели цено- и тарифообразования в сфере инфраструктурных компаний на долгосрочную перспективу должны обеспечивать условия для  воспроизводства в данной сфере с учетом потребностей экономики, а также стимулировать ресурсосбережение у потребителей.

При этом одним из основных ограничений на рост цен и тарифов на газ и электроэнергию является обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и недопущение значительного усиления инфляционного давления.

Для ограничения роста цен и тарифов на услуги инфраструктурных компаний для потребителей, кроме населения, в прогнозный период следует прежде всего ликвидировать перекрестное субсидирование отдельных категорий потребителей, создать стимулы для оптимизации издержек компаний и  обеспечить привлечение заемных средств инвесторов.

Ключевым параметром ценовой (тарифной) политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу является динамика внутренних цен на газ, учитывая ее существенное влияние на цены на электроэнергию, инфляцию и перераспределение доходности в реальном секторе.

Правительством Российской Федерации одобрены подходы к установлению оптовых цен на газ, направленные на постепенное приближение внутренних цен к равнодоходным  ценам поставок газа на экспорт.

Вместе с тем это правило может значительно подорвать конкурентоспособность российской экономики, так как на части мировых рынков цены на газ в 1,3-2 раза ниже экспортных цен ОAО Газпром, а также принимая во внимание то, что цены на электроэнергию могут превысить уровень европейских.

К 2016 году газовая составляющая в конечной цене на электроэнергию будет составлять не менее трети и будет расти, учитывая увеличение объемов  мощностей  газовых ТЭС в прогнозный период.

Исходя из этого в прогнозный период целесообразно перейти к модифицированному «правилу равнодоходности», которое обеспечивает сохранение конкурентных преимуществ на энергоносители для отечественных потребителей в прогнозный период.  

В инновационном и форсированном сценариях внутренняя оптовая цена на газ составляет 70% от «цены равнодоходности», что обеспечивает не ухудшение конкурентных преимуществ отечественных потребителей газа с 2016 года. 

При этих условиях внутренняя оптовая цена на газ в 2020 году будет соответствовать 119 долларам США, в 2030 году – 142 долларам США (в постоянных долларах 2010 года).

Эти условия обеспечат среднегодовой рост цен на газ для потребителей (кроме населения) за период 2016-2030 гг. в инновационном сценарии на 4,2% в год, что будет превышать среднегодовую инфляцию в среднем на 0,4 п.п., в  форсированном сценарии – на 3,3% в год (ниже за счет динамики курса), что на 0,3 п.п. ниже среднего уровня инфляции.

По консервативному сценарию внутренняя оптовая цена на газ определена с меньшим дисконтом – 80% от «цены равнодоходности», который будет достигнут примерно к 2019 году.

В 2020 году цены на газ выйдут на уровень 136 долларов США, в 2030 году –  162 долларов США (в постоянных долларах 2010 года). За период 2016-2030 гг. среднегодовой рост цен на газ составит 5,8%, что будет выше инфляции на 1,9 п.п. в год.

Цены на электроэнергию в консервативном сценарии будут ограничиваться европейским уровнем с небольшим отставанием (примерно 13-16%).

При таких параметрах динамика будет ориентирована на европейскую с 2016-2017 года и будет существенно ниже, чем в предшествующие годы, что потребует от энергетиков жесткой экономии топлива и повышения эффективности отрасли.

За период 2016-2030 гг. для потребителей (кроме населения) среднегодовой рост цен составит 4%, что будет  превышать инфляцию на 0,2 п.п. в год.

В том числе в период 2016-2020 гг. прирост цен  будет оставаться высоким – 6,8% с заметным превышением инфляции на 1,8 п.п., что является серьезным вызовом для энергоемких потребителей, прежде всего ориентированных на  экспорт.

В 2021-2030 гг. рост цен замедлится до 2,6% и будет ниже инфляции на 0,6-0,7 п.пункта.

 В инновационном и форсированном сценариях более низкие цены на газ обеспечивают возможность более низкого уровня цен в электроэнергетике для потребителей, кроме населения, (примерно на 16-19% ниже европейских), что обеспечит стране лучшие конкурентные ценовые преимущества по сравнению с консервативным сценарием.

При этом среднегодовой рост цен в 2016-2030 гг. в инновационном сценарии составит 3,1%, что будет ниже среднегодовой инфляции на 0,6 п.п., в том числе в 2016-2020 гг. на 1 п.п. ниже, чем в консервативном сценарии.

В форсированном сценарии цены будут расти на 2,3% в год, ниже инфляции на 1,3 п.п., примерно равными темпами за весь период.

В  долгосрочной перспективе тарифы на электроэнергию для населения будут расти с опережением относительно других категорий потребителей с целью ликвидации перекрестного субсидирования и выйдут на соотношения между ценами для населения и для промышленных потребителей в европейских странах в инновационном и  форсированного сценариях к 2021 году, в  консервативном сценарии – к 2023 году.

Во всех вариантах тарифы для населения будут дифференцированы в рамках социальной нормы потребления и сверх такой нормы.

Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определяется с учетом роста производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки, и сокращения производства самостоятельными котельными, повышения эффективности и оптимизации издержек.

Рост тарифов на тепловую энергию будет превышать инфляцию во всех сценариях в среднем на 0,8-1,2 п.п. в год на фоне роста цен на энергоносители и оплаты труда (из-за необходимости ее подтягивания к другим  видам деятельности), потребностями в инвестициях, а также в связи с сокращением полезного отпуска по мере расширения оплаты за услуги по показаниям приборов учета.  

Рост регулируемых тарифов грузового железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе по рассматриваемым вариантам будет приближен к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах и недопущением сокращения конкурентоспособности отечественных товаров.

При этом необходимо повысить эффективность ОAО РЖД, сократить непроизводственные расходы, что позволит ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

1300307782_1300227012_these_funny_animals_640_26.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика