Виды налогов в России

В России установлены следующие виды налогов:

федеральные налоги и сборы;

региональные налоги и сборы;

местные налоги и сборы.

Совокупность налогов в России образует соответствующую финансовую базу для федерального, региональных и местных (муниципальных) бюджетов. Часть федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и некоторые другие, выступают в качестве регулирующих налогов.

Часть их сумм в соответствии с законом РФ о бюджете на соответствующий год может поступать в нижестоящие бюджеты. Часть (доля) налогов субъектов Федерации (региональных) может передаваться в бюджеты местного самоуправления (муниципальные). Это делается для сбалансированности бюджетов по расходам и доходам.

В соответствии с развитием бюджетно-налогового федерализма бюджет каждого уровня власти выступает финансовым обеспечением реализации соответствующих властных полномочий.

Следует подчеркнуть, что развитие положительных территориальных пропорций в народном хозяйстве России во многом зависит от формирования доходной базы муниципальных и региональных бюджетов.

Основным законом, регулирующим налоговые отношения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Это единый нормативно-законодательный акт, охватывающий все процессы налогообложения и налоготворчества, начиная с взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, характеристики их прав и обязанностей, и кончая порядком расчетов и уплаты налогов.

Налоговый кодекс максимально приближен к закону прямого действия и предусматривает эволюционное преобразование налоговой системы без ее кардинальных изменений. В нем доминирует ориентация на фискальные функции налогообложения, на максимизацию изъятия средств в пользу государства.

Следует отметить, что региональные и местные налоги могут устанавливаться соответствующими органами власти только в пределах перечня и размеров, установленных Федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ). Это положение является основополагающим для централизованного регулирования всей налоговой системы (см. ст. 12, 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ, часть 1).

В настоящее время идет активный процесс оптимизации соотношения властных полномочий между федеральными, региональными и местными органами. В соответствии с этим изменяется соотношение бюджетов в общем консолидированном бюджете. В 2001 г. оно было соответственно 53%—42%—5%. За последние два года прослеживается тенденция роста доли федерального бюджета в общем консолидированном бюджете.

Анализ доходов федерального бюджета свидетельствует о том, что всего четыре налоговых платежа — налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий и налог на добычу полезных ископаемых — составляют в налоговых поступлениях около 80%. В общей же величине доходов федерального бюджета общая сумма налоговых поступлений составляет сейчас более 81%.

Для усиления регулирующей (стимулирующей) роли налогов большое значение имеет их деление на прямые и косвенные.

Прямые налоги как вид налогов в России вносятся непосредственно из доходов конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги как вид налогов в России, как правило, выступают налогами с оборота, будучи добавкой к цене товара, оплата которой перекладывается на покупателя (потребителя товара или услуги).

Если субъект налогообложения (лицо, фактически оплачивающее налог) и плательщик налога (лицо, которое осуществляет операцию по платежу налога) совпадают в одном лице (физическом или юридическом), то налог является прямым. Если же такого совпадения нет, — то налог косвенный.

Так, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль относятся к прямым, а НДС и акцизы — к косвенным, так как субъектом обложения выступает здесь конечный потребитель, а предприятие (плательщик налога) лишь вносит налог в бюджет.

В российской экономике преобладают косвенные налоги — НДС, акцизы, налог с продаж и другие. Они составляют в общей сумме поступающих налогов более 70%. В США соотношение обратное — около 70% составляют поступления от прямых налогов.

Значительное преобладание косвенного налогообложения в России свидетельствуете недостаточной «прозрачности» налоговой системы, ее завуалированности и фискальной направленности. Целесообразно в большей мере использовать в российской налоговой системе прямое налогообложение, отвечающее требованиям современных прогрессивных тенденций развития налоговых систем.

Все налоги по их отношению к доходам предприятия можно разделить на прогрессивные, когда ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода, пропорциональные, когда ставка остается неизменной, и регрессивные, когда по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается.

В налоговых системах разных стран, в том числе России, используются все эти виды налогов. Например, российский подоходный налог с физических лиц имеет пропорциональное построение (единая ставка — 13% независимо от дохода).

К регрессивным налогам можно отнести единый социальный налог (по мере роста оплаты труда ставка снижается). Налог на землю — прогрессивный (ставка зависит от размера участка земли).

Искать на сайте

Забавное фото

1300307782_1300227012_these_funny_animals_640_26.jpeg
Яндекс.Метрика